Почему появляется белый дым из выхлопной трубы бензинового двигателя

Сизый дым на выхлопе Двигатели

Белый дым из выхлопной трубы бензинового двигателя — это во всех случаях пар. Он может образоваться из воды или охлаждающей жидкости. В первом случае беспокоиться не надо, а во втором — следует готовиться к ремонту.

Причины появления пара из выхлопной трубы

Клубы пара частенько заставляют призадуматься автолюбителей, и первое, что они делают — это смотрят, исчезнет ли дымность после прогрева. Если проходит, то водитель успокаивается: «а у всех двигатель дымит на холодную». Вода в камерах сгорания, впускном и выпускном коллекторах, выхлопной системе конденсируется после стоянки, но это не основная ее часть.

Вода является продуктом сгорания топлива. На прогретом моторе она испаряется бесследно, на холодном — выходит из выхлопной трубы в виде пара. Вторым постоянным источником пара является влага, содержащаяся в атмосфере.

Продолжительность парения зависит от температуры и влажности окружающей среды, а также от эффективности работы мотора. Кроме того, в холод белый выхлоп густеет. На морозе ниже -20°C пар поднимается над колоннами стоящих в пробке авто.

Полнота сгорания топлива (а значит и парообразование) зависит и от состояния силовой установки:

  • Плохое сгорание может быть обусловлено как изношенными или закоксованными поршневыми кольцами, так и свечами зажигания.
  • Возможно, что из-за несовершенства системы охлаждения, зимой мотору сложно прогреться до нужной температуры. Чтобы избежать этого, в старых автомобилях, на зиму перед радиатором устанавливали картонку, а еще раньше — можно было встретить жалюзи с ручным управлением, ими регулировали приток морозного воздуха к радиатору.
  • Если с автомобиля снята защита картера, зимой это тоже ведет к переохлаждению силовой установки.

Из выхлопной трубы автомобиля может выходить пар с голубым оттенком, который часто является признаком выгорания масла.

Отличить парение от масляного выхлопа легко:

  • дым от масла висит в воздухе;
  • пар улетучивается мгновенно.

Синий дым на авто с дизельным двигателем

Какие неисправности вызывают белый дым из выхлопной трубы

Как мы выяснили, на прогреве дымит двигатель белым вследствие низкой температуры, высокой влажности и неудовлетворительного процесса сгорания. Но могут быть и другие причины, связанные с попаданием в цилиндры охлаждающей жидкости. Чаще всего это происходит в результате пробитой прокладки головки блока цилиндров (ГБЦ). Антифриз попадает в двигатель по следующим причинам:

  • Бракованная прокладка (маловероятно).
  • Некачественная сборка.
  • Поверхности ГБЦ и самого блока не очищены или искривлены.
  • Несоблюдение схемы и момента затяжки болтов, гаек ГБЦ.
  • Установка старого крепежа в противоречие инструкции по сборке.
  • Плохая очистка резьбы под крепежные болты (в этих полостях не должно оставаться масла или антифриза, а болт должен заворачиваться от руки без повышенного сопротивления).
  • Следующая неисправность встречается нечасто: это некачественная установка гильзы цилиндра. При замене детали (неважно, сухой или мокрой), она должна выступать над поверхностью блока на определенную величину. При нарушении допуска возможна потеря герметичности и даже поломка гильзы. Головка будет неправильно нагружена усилием стяжных болтов.
  • При пробитой прокладке антифриз может проникать не в камеру сгорания, а в масло и образовывать эмульсию. Смешиваясь со смазкой, охлаждающая жидкость попадает внутрь двигателя.
  • Перегрев мотора. Результатом бывают коробление и трещины ГБЦ.
  • Охлаждающая жидкость может попадать в цилиндры через неплотную прокладку впускного коллектора.
  • Трещины, сквозные свищи в ГБЦ, блоке или гильзах. Сквозные отверстия бывают очень редко. Обычно это результат применения для охлаждения силового агрегата воды, либо других охлаждающих составов, не отвечающим техническим условиям. Иногда фальсификат способен буквально «проедать» в головке блока глубокие каверны.

Случай из практики:

«Однажды мы делали капитальный ремонт двигателя классических жигулей, попутно переводя машину на 76 бензин. Это означает, что нужно поставить не одну, а две прокладки ГБЦ, а между — ними проставку из алюминия толщиной 1,3 мм, повторяющую их форму. Все получилось нормально, но установленный «бутерброд» потек через год. От машины шел сильный запах нашатырного спирта. При подъеме головки блока оказалось, что так называемый «тосол» разъел проставку, оставив от нее лишь периметр. Тонкая деталь легко разрушилась, но предохранила ГБЦ от повреждения. Многим владельцам везло меньше — головки блока приходилось выбрасывать». 

Федор А., специалист автосервиса, автослесарь.

Трещины образуются чаще всего из-за неправильной сборки или воздействия высоких температур. Еще одна возможная причина — так называемая «разморозка блока» (когда двигатель, в системе охлаждения которого простая вода, оставляют на морозе). Чтобы избежать разрушения блока цилиндров, в силовом агрегате установлены специальные предохранительные заглушки, которые выдавливаются застывающей водой, но бывает, что и они не спасают.

Диагностика состояния двигателя при появлении дыма

Перед началом диагностики необходимо привести в порядок системы зажигания и подачи топлива, это исключит излишнее образование пара при горении топливной смеси.

Проверка ДВС необходима, если на холодном двигателе из выхлопной трубы идет густой белый пар или дымность не пропадает после прогрева, а также при появлении в выхлопных газах голубоватого оттенка.

Чтобы понять почему появляется белый дым из выхлопной трубы бензинового двигателя, для начала проводится осмотр силового агрегата. На работающем моторе нужно оценить наличие картерных газов. Выворачиваются свечи зажигания, проверяется компрессия. Свеча, на которую попадала жидкость должна быть чистой.

Внутрь цилиндра можно заглянуть через свечное отверстие при помощи эндоскопа. Его подвижный зонд позволяет разглядеть все внутренние поверхности.

Далее проверяются уровни масла и охлаждающей жидкости:

  • Повышенный уровень масла является следствием попадания в него антифриза или топлива.
  • Превращение смазки в эмульсию говорит о ее смешивании с водой или охлаждающей жидкостью.
  • Пузыри в расширительном бачке указывают, скорее всего, на дефект прокладки ГБЦ и прорыв газов в систему охлаждения. Также при этой неисправности уровень охлаждающей жидкости повышается при запуске, потому что в рубашку охлаждения идут продукты горения. В процессе работы он непостоянный, а затем снижается при остановке, когда жидкость поступает в надпоршневое пространство. Далее она просачивается сквозь замки колец и попадает в поддон, превращая масло в эмульсию.

Таким образом, проблема становится комплексной: перегрев, одна из причин неисправности, вызывает также и залегание поршневых колец, а с ним — перерасход масла и топлива.

Расход топлива Лада Веста

Если антифриз вылетает в трубу, его уровень должен неуклонно падать. Для проверки герметичности системы охлаждения нужно создать в ней давление:

  • Воздух нагнетают в горловину расширительного бачка или радиатора насосом с манометром (можно автомобильным) через переходную пробку. Падение давления говорит о неплотности в системе.
  • Далее ищут места утечки. Они определяются визуально и на слух.
  • Кроме попадания в цилиндр, жидкость может вытекать и наружу. Эти течи следует устранять и продолжать диагностику. Маленькую протечку иногда трудно определить: можно оставить систему под давлением на длительное время, чтобы наполнение цилиндра стало очевидным. Иногда снимают поддон, чтобы видеть истечение антифриза внутри двигателя.
  • Другой вариант — подавать воздух в цилиндр через свечное отверстие. Клапаны газораспределения при этом должны быть закрыты. Повышение уровня в расширительном бачке или бурление свидетельствуют о неисправности.

Охлаждающая жидкость может попасть во впускной коллектор через прокладку, которая уплотняет канал подогрева (она бывает выполнена заодно с прокладкой коллектора, либо в виде отдельного кольца). Голубоватый оттенок часто является результатом выгорания масла.

Цвет дыма принято делить на белый черный и синий, но встречаются и промежуточные оттенки. Это зависит от многих факторов: например, от конкретной марки масла или от наружного освещения.

Водяной пар ничем не пахнет, а испаряющийся антифриз имеет кисловатый запах и рассеивается гораздо медленнее. Наличие масляной составляющей проверяется с помощью листа бумаги, на короткое время прижатого к выхлопной трубе. От воздействия пара он увлажняется. Если после высыхания на бумаге остаются жирные следы — это говорит о присутствии масла в двигателе. В противном случае лист остается относительно чистым.

Проверка выхлопа листом бумаги

Результаты диагностики не всегда показывают точную причину неисправности, но они помогают понять, в каком направлении двигаться дальше. Так, например, чистые электроды свечи, низкая компрессия, эмульсия в масле, и пузыри в расширительном бачке не указывают прямо на дефект ГБЦ, однако задают направление дальнейшего поиска — необходимо поднимать головку блока цилиндров. При снятии ГБЦ нужно постараться не залить прокладку рабочими жидкостями, чтобы на ней можно было обнаружить дефект. Если визуально изъян уплотнения или самих деталей отыскать не удается, головку опрессовывают отдельно.

Последствия пренебрежения проблемой

Белый дым из выхлопной трубы бензинового двигателя на прогретом моторе требует, как минимум, первичной диагностики. При игнорировании проблемы последствия бывают печальными. Если незначительная течь увеличится, надпоршневое пространство может быть обильно залито антифризом. При пуске двигателя несжимаемая жидкость не даст провернуть коленчатый вал. Движимая поршнем она с разгона упрется в головку блока. Произойдет гидроудар, в результате которого сгибается шатун. Явление сопровождается вскипанием аккумулятора.

Езда на эмульсии недопустима — это приводит к быстрому износу двигателя и аварийному выходу из строя коленчатого вала.

Проблемы двигателя Киа Спортэйдж

При своевременном обращении в сервис или ремонте своими руками работы и материальных затрат будет гораздо меньше.

Поделиться
Федор Алексеев
Федор Алексеев

Специалист автосервиса, автослесарь.

Оцените автора
Добавить комментарий