Масло течет медленно, тем более, что автовладелец старается его не перелить, и в это время он может задуматься о всевозможных вопросах, например, «что будет если перелить масло в двигатель». И вот, пока витал в облаках, упустил-таки уровень масла. Насколько это опасно для мотора и как избежать перелива мы рассмотрим ниже.
Почему происходит перелив масла
Чаще всего перелив происходит из-за банальной ошибки, но могут быть и другие причины:
- Вы могли залить именно столько, сколько вмещает в себя система, не учтя, что старое масло не сливается полностью: смазка обволакивает детали силового агрегата, покрывает внутренние поверхности картера и масляной системы, задерживается в головке блока цилиндров.
- Если вы еще не заводили мотор после замены, то сделайте это. Система вберет немалый объем, заполнится масляный фильтр, и после запуска на масляный след на измерительном щупе будет меньше.
- Это может быть и не масло: в поддон может поступать топливо или охлаждающая жидкость. Тогда дело плохо, и двигатель автомобиля поврежден.
- Новички не умеют правильно держать канистру. Чтобы моторное масло текло равномерной, аккуратной струйкой, нужно взять емкость так, чтобы горловина была сверху, а основной объем внизу. При этом в отверстие должен свободно поступать воздух (не переворачивайте бутыль). Большая канистра может булькнуть не вовремя, и уровень будет выше отметки max.
- Нужно убедиться в правильности проверки уровня масла. Проводить измерение необходимо в соответствии с инструкцией по эксплуатации конкретного автомобиля. При этом машину следует установить на строго горизонтальной поверхности, все колеса должны быть накачаны. Могут быть указаны и требования по загрузке и температуре масла. Некоторые производители рекомендуют проверять уровень смазки на холодном двигателе, иногда на щупе делают отметки Hot и Cold.
Масло в двигателе прогревается гораздо медленнее охлаждающей жидкости. Кроме того, оно совсем слабо греется без нагрузки. Поэтому если мотор поработал всего несколько минут на холостых оборотах ни о каком прогреве масла не может быть и речи.
Интересно, кстати, замерить уровни на груженой и пустой машине, а также на горячем и холодном двигателе, и посмотреть насколько велика погрешность.
Не рекомендуется наливать смазочную жидкость про запас», как поступают некоторые владельцы машин с заметным «масложором», чтобы реже открывать капот. Если перелить масло в двигатель, то старый изношенный мотор не справится с повышенным образованием нагара. В итоге износ будет прогрессировать.
К чему приводит превышение уровня масла
Критической величиной превышения можно назвать уровень, при котором шатуны и щеки коленчатого вала начнут касаться масла. Это вызовет увеличение содержания масляных паров в картерных газах, попадание масла на всасывание, его выгорание и отложение на компрессионных кольцах. Со стороны картера поршень тоже будет обильно смазываться, а масло — закоксовывать маслосъемные кольца.
Риск выдавливания сальников — вымысел, которого бояться не стоит. Это явление происходит при критическом повышении давления картерных газов. К нему может привести, например, забитая трубка вентиляции. Подтекание сальников может начаться, но повышение давления масла в результате повышения его уровня, да еще и износ масляного насоса — миф (простите за набившее оскомину слово).
Последствия перелива масла в двигатель автомобиля
Значительный перелив приводит к следующим последствиям:
- Вспенивание масла, в результате которого усилится трение деталей двигателя: они придут в негодность и понадобится замена (а в худшем случае — и капитальный ремонт всего силового агрегата).
- Частый и беспричинный перегрев мотора — вспененное масло хуже отводит тепло.
- Закоксовка свечей зажигания и, как следствие, потеря мощности двигателя.
- Течь сальников — они созданы для отталкивания брызг, а постоянное «купание» в смазке приведет к их разрушению и подтеканию масла.
- Увеличение расхода масла на угар (как минимум, лишняя трата денег).
- Повышенная токсичность выхлопа из-за засорения каталитического нейтрализатора.
- Увеличение нагрузки на коленчатый вал — лишняя смазка затрудняет его вращение, в результате часть мощности мотора уходит впустую и повышается вероятность его преждевременного износа.
- Накопление сажи в системе впуска дизельного двигателя и появление черного дыма в выхлопе.
- Повышенный расход топлива: из-за снижения мощности мотора, водителю приходится сильнее давить на педаль акселератора.
- Загрязнение подкапотного пространства маслом, которое вытекает из-под поврежденных сальников.
- Выход из строя воздушного фильтра и масляного насоса — если перелить масло в двигатель, то нагрузка на них повышается из-за нестандартного давления и появления в частиц нагара в смазочной жидкости.
- Повышенное нагарообразование и закоксовка колец, что будет мешать нормальной работе поршней и может привести к быстрому износу мотора (о возникновении проблемы обычно свидетельствует запах горелого масла в выхлопе, а также изменение его цвета).
Значительный перелив масла приводит к ухудшению его химического состава: даже самая качественная смазка в итоге станет гуще, помутнеет, изменится процентное соотношение присадок и начнет образовываться нагар.
Как определить, насколько опасен перелив
В первую очередь по щупу нужно посмотреть, насколько превышен объем смазки. Считается, что если перелить масло в двигатель на 10 мм, то это никак не повлияет на работу мотора. Более существенное превышение максимального уровня заставляет задуматься, чем опасен перелив масла в двигатель.
О признаках перелива
Косвенные признаки перелива конечно существуют, только зачем их искать, если есть щуп, который на это указывает. Выезжая из мастерской вы уже должны знать, какой уровень масла залит в двигатель. Эти признаки могут только наглядно подтвердить некачественное обслуживание. Перерасход топлива и масла является симптомом перелива, также может появиться и дымность. Но эти признаки допускают еще множество неисправностей, они не указывают прямо на перелив масла. Нужно просто проверять масло по щупу.
Что делать, если перелил масло в двигатель
Если вы перелили масло в двигатель, необходимо слить излишки до номинального уровня, но при этом важно помнить о высокой температуре смазочной жидкости: она плохо греется поначалу, но на полных нагрузках может достигать 140оC. Сливайте масло холодным, чтобы не обжечься, и не убрать лишнего. Холодное масло течет медленно. Лучше делать это вместе с помощником: один под машиной управляется с пробкой, другой сверху контролирует уровень масла.
Операция требует сноровки. В первый раз можно и маслом облиться, и лишнее пролить, а уж пробку выронить — совсем беда. Но это ничего, при следующей замене все обязательно получится.
Иногда слить излишки невозможно. Причины могут быть разные:
- отсутствие ямы или подъемника;
- просто нет времени или желания;
- не получается открутить пробку — она пришла в негодность.
Сервисные станции предложат откачать масло через отверстие под щуп. Процедура не займет много времени: тонкая гибкая трубка внедряется в поддон и масло под действием разрежения откачивается из двигателя. Операцию можно провести в гараже и самому, для этого можно использовать специальный шприц (или воспользоваться медицинским с подходящей трубкой).
Откачка масла через щуп вещь удобная, но нужно иногда снимать сливную пробку, иначе есть риск однажды ее не отвернуть. Дело может кончиться тем, что деталь придется менять, а для этого будет необходимо снятие поддона.
В заключение хочется сказать, что если быть внимательным, действовать аккуратно и не спешить, перелить масло практически невозможно.