Двигатели модели 21129 — запас по мощности и по качеству

Двигатель ВАЗ 21129 Двигатели

Двигатель 21129 является следующим шагом развития мотора 21126. Этот силовой агрегат кардинально отличается от своих предшественников (в первую очередь цилиндропоршневой группой от американского производителя Federal Mogul).

Особенности двигателя 21129

Уменьшенная примерно на 30% по весу конструкция создана для работы на высоких оборотах и обеспечения хорошей динамики. Она получила характерные для высокооборотных моторов низкие поршни. Помимо уменьшения массы, двигатель 21129 имеет ряд конструктивных особенностей:

  • Введение трех типоразмеров для компоновки ЦПГ через 0,01 мм по диаметру поршней и цилиндров повысило качество сборки.
  • Применен новый профиль хонинговки.
  • Повысилась надежность ремня ГРМ: это обеспечивается не только переходом на ремень с полукруглым зубом от Gates, но и совершенствованием самого привода и повышением надежности насоса охлаждающей жидкости, входящего в его состав.
  • Двухслойная металлическая прокладка толщиной 0,45 мм обеспечила надежность соединения блока цилиндров с головкой блока (ГБЦ). Такое уплотнение отличается равномерным распределением нагрузки от стяжных болтов.

27-й мотор был тоже шагом вперед. Он был оснащен датчиком абсолютного давления (ДАД) и датчиком температуры воздуха (ДТВ), а источник проблемы плавающих оборотов — датчик массового расхода воздуха (ДМРВ) был устранен. Серьезная модернизация затронула впускную воздушную магистраль. Был применен специальный ресивер с заслонками, которые направляют воздух различными путями, в зависимости от оборотов коленчатого вала.

Двигатель ВАЗ 21129 с двух сторон

Основные изменения в конструкции двигателя Лада 21129 16 клапанов:

  • Жесткость блока цилиндров повысилась, а степень сжатия понизилась до 10,5.
  • Поршневые кольца стали еще тоньше.
  • Поршни получили масляное охлаждение с помощью форсунок, направляющих в их днище струю смазки со стороны картера.
  • Система впуска была усовершенствована и доработана, что позволило улучшить тягу на разных оборотах двигателя.
  • Изменения затронули и выпускную систему. Двигатель 21129 получил новую прошивку программного обеспечения. В результате экологический класс энергетической установки повысился до Евро-5.

Больной вопрос о проточках на поршнях не был решен сразу. В 2015 году, при появлении ДВС 21129, выборки под клапаны на поршнях присутствовали, но они не предохраняли ГРМ от встречи с поршнями при рассогласовании механизмов двигателя. При обрыве ремня, клапана гнуло.

Реконструкция поршней произошла в 2018 году, и владельцы авто с модифицированной поршневой группой могут не сильно беспокоиться при обрыве синхронизирующего ремня.

Также, в отличие от предшественника, двигатель 21129 устанавливается на подрамник, что привело к изменению опор силового агрегата. В частности, появился дополнительный опорный кронштейн со стороны ремня ГРМ (внутри его периметра).

Технические характеристики

Мотор ВАЗ 21129 имеет экологический класс Евро-5. Как очередная ступень развития ДВС ВАЗ 21126, этот агрегат стал современным и надежным двигателем, обладающим достойными техническими характеристиками. Наиболее важные из них приведены в таблице:

Тип Рядный
Количество цилиндров 4
Количество клапанов на цилиндр 4
Привод ГРМ Ремень
Регулировка клапанов Гидрокомпенсаторы
Система топливоподачи Распределенный впрыск
Объем двигателя 1596
Блок цилиндров Чугун
Ход поршня/диаметр цилиндра 75,6/82 мм
Степень сжатия 10,5
Мощность 106 л. с. при 5800 об/мин.
Крутящий момент 148 нм. при 4200 об/мин
Топливо АИ-92, АИ-95
Расход топлива на 100 км (Веста) 9,0 л — в городе, 5,3 л — на трассе, 6,6 л — смешанный цикл
Расход масла До 200 г/100 км
Объем масла З,2 л при МКПП, 4,4 л при АКПП

Ресурс двигателя по заводским данным составляет 200 тыс. км, что соответствует практике.

Мотор предназначен для использования на автомобилях Lada Vesta, Lada X-Ray и Lada Largus. Кроме отечественных механической и автоматической трансмиссий, мотор совместим с французской МКПП JR5.

Недостатки 129-го мотора

Ключевым направлением превращения мотора 21127 в 129-й стало приведение его показателей к экологическому классу Евро-5, а не борьба с недостатками предшественников:

  • Никуда не делся ненадежный вазовский термостат. Мотор по-прежнему медленно прогревается зимой и склонен к летнему перегреву.
  • Вопрос низкой надежности привода ГРМ уже набил оскомину. Автовладельцы совершенно справедливо негодуют по этому поводу, отмечая, что в 21 веке ремень ГРМ на протяжении срока службы не должен обрываться в принципе. Безусловно, залог надежности механизма в повышении срока службы его компонентов, а не фрезеровании выборок на поршнях. Живучесть роликов и водяной помпы необходимо поднять до срока службы ремня ГРМ.
  • Также многих раздражает стук гидрокомпенсаторов. Этот узел изначально задуман ради того, чтобы мотор всегда работал тихо, автоматически поддерживая регулировку ГРМ. Если гидрокомпенсаторы стучат — эта идея просто теряет смысл, принося владельцу лишние хлопоты, вместо облегчения процедуры ТО.

Техническое обслуживание двигателя ВАЗ 21129

Мотор достаточно удобен в обслуживании (его положено проводить каждые 15000 км, или раз в год, если пробег небольшой). ТО предусматривает замену фильтра и масла в системе смазки, а также установку нового салонного фильтра.

Декоративный кожух снимается без применения инструмента. Доступ к свечам открыт (их меняют каждые 30 000 км, то есть, каждое второе ТО, как и ремень вспомогательных механизмов с роликом). В это же время ставят новый воздушный фильтр. Для его демонтажа также не требуются инструменты. Замену ремня ГРМ несколько усложняет появление новой опоры двигателя.

ремень ГРМ Лада Веста

Летом 2021 года производитель изменил некоторые сроки ТО. Так, срок замены ремня газораспределения сокращен со 180 000 км до 90 000, теперь он привязан к сроку замены помпы. Изменения коснулись и замены тормозной жидкости — 45000 км. А новый антифриз теперь предписано заливать каждые 75 000 км.

Возможности тюнинга

Заявленные производителем 106 лошадиных сил для ВАЗ 21129 не предел. Увеличить его мощность можно за счет:

  • изменения прошивки программного обеспечения;
  • расточки цилиндров до размера 88 мм;
  • шлифовки каналов ГБЦ;
  • замены воздушной заслонки;
  • установки воздушного фильтра с нулевым сопротивлением.

Также некоторые автовладельцы меняют распределительные валы и обеспечивают регулировку фаз ГРМ.

Резюмируя содержание статьи, можно сказать, что силовой агрегат 21129, предназначенный для автомобилей АвтоВАЗ Лада Веста, Икс-Рей и Ларгус, обладает неплохими техническими показателями. Он соответствует экологическому классу Евро-5 — в этом его главное отличие от предшествующих моделей. К сожалению, с прошлыми поколениями его роднит ряд недостатков, но все же, этот ДВС имеет высокий потенциал улучшения качества и увеличении тяговых характеристик.

Поделиться
Виктор Громов
Оцените автора
Добавить комментарий

  1. Василий Н.

    Доброго времени суток, а можете подробнее рассказать про тюнинг?

    Ответить