Как долить масло в двигатель — прописные истины и тонкости

Как долить масло в двигатель Двигатели

Руководящим документам в вопросе «как долить масло в двигатель» является инструкция по эксплуатации и техническому обслуживанию конкретного автомобиля. Объем масла в разных моторах различается, поэтому мы рассмотрим общий порядок проведения процедуры.

Что происходит в двигателе при нарушении уровня

Основным средством проверки уровня смазочной жидкости является масляный щуп, снабженный отметками «мин; макс, oil fill» и т. д. Уровень моторного масла ниже минимума приводит к масляному голоданию двигателя, а если налить выше — возможен перерасход смазки на угар и закоксовка мотора.

Щуп с маслом

Основной объем масла находится в поддоне двигателя. Внутри него, ниже уровня масла погружен маслозаборник — труба с расширением и фильтром грубой очистки типа «дуршлаг». Через нее смазка засасывается в масляный насос. Если уровень будет ниже, естественно, жидкость в двигатель не пойдет.

Двигатель внутреннего сгорания без смазки работать не может. Нельзя передвигаться на нем даже на небольшие расстояния, а также запускать мотор на холостых оборотах.

Масляный щуп вставляется именно в полость поддона, и по следам на его поверхности мы судим об уровне на остановленном двигателе. Если смазка чуть ниже — запас еще есть, он заложен разработчиками конструктивно, но это уже зона риска. При высоких оборотах масляный насос активно всасывает жидкость и в поддоне образуется масленая воронка. Масло в большом количестве покидает поддон, устремляясь в головку блока цилиндров, таким образом уровень еще сильнее понижается.

Кроме того, автомобиль разгоняется, тормозит, едет по неровностям, рабочая жидкость в это время плещется в поддоне. С последним обстоятельством борются специальные переборки (вертикальные и горизонтальные), и все же масло находится в движении. В результате в масляную воронку засасывается воздух и поток смазки, подаваемый к трущимся поверхностям прерывается.

При этом датчик давления не сразу отреагирует, на то, что мотор уже работает на воздушно-масляной пене. Только при достижении заложенного в его конструкцию давления он включит тревожную лампочку. Но условия смазки нарушены уже давно.

Мнение эксперта
Федор Алексеев
Федор Алексеев
Специалист автосервиса, автослесарь.
Задать вопрос
Самую большую опасность представляет собой потеря давления масла на коренных и шатунных подшипниках коленчатого вала. Это подшипники скольжения, которые могут выдерживать большие нагрузки, однако являются беззащитными перед отсутствием масла. Они выплавляются, и двигатель выходит из строя. По стоимости ремонт часто сопоставим с капитальным.

Перелив смазочной жидкости столь губительных последствий не приносит, но также вредит мотору, поэтому доливка масла в двигатель должна производиться аккуратно.

Давление масла не зависит от его уровня: даже если он слишком высокий, насос не перегружается.

Во многих современных автомобилях щуп отсутствует, и об уровне масла говорят только показания прибора на панели. Имеют место и совмещенные решения.

Как проверять уровень масла и сколько доливать

В случае электрического датчика пояснять не стоит. Если система со щупом или комбинированная, надо поставить машину на горизонтальную поверхность и дать маслу стечь. Правильнее всего оставить автомобиль на несколько часов, а потом проверить уровень, но если это нужно сделать срочно, и десяти минут вполне хватит — подавляющая часть жидкости стечет в поддон.

Замена масла в Лада Веста

Какой объем помещается между рисками min и max, можно посмотреть в документации автомобиля, либо выяснить эмпирически (обычно это около литра). Зная эту величину, вы сможете быстрее проводить эту операцию, не боясь перелива. Так, если на щупе min, а в диапазон умещается литр, можно смело залить 500 мл масла и ехать.

Когда следует проверять уровень масла

Электронный датчик проверяет масло регулярно, и перед пуском двигателя напишет: Oil level OK, Low oil level, или что-нибудь в этом роде. Если двигатель совершенно здоров, то он расходует мало масла между заменами, и подливать его в интервале между обслуживанием не надо. Но проверить несколько раз не помешает, а еще стоит заглянуть в руководство.

При повышенном расходе смазочной жидкости нужно регулярно отслеживать, не прогрессирует ли он. Также требуется периодическая проверка после покупки подержанного авто, да и с новыми всякое случается: при обнаружении неисправностей, масло так или иначе может быть причастным.

Внеочередной раз следует удостовериться в наличии достаточного количества смазки, если:

  • машина стала дымить — возможно масло выгорает;
  • появились подтеки;
  • двигатель работает неравномерно — возможно попадание смазки в камеру сгорания;
  • снизилось количество охлаждающей жидкости: проверьте не пошел ли антифриз в поддон, не вырос ли уровень;
  • воздушный фильтр залило маслом;
  • если порвалась диафрагма топливоподкачивающего насоса бензин будет идти в картер, а уровень масла поднимется.

При любых неполадках с движком первым делом проверьте масляный щуп.

Индикатор масла на панели приборов
Расход может по-разному проявляться на разных режимах — быть терпимым в городе и выгорать на трассе.

Куда доливать масло в двигатель и как это делать правильно

Вопрос может показаться странным, но только на первый взгляд. Естественно в маслозаливную горловину, но где она находится, новичок может и не знать. Обычно она располагается на клапанной крышке, но встречается и отдельная горловина, находящаяся где-нибудь на блоке цилиндров. Рисунок должен быть в инструкции, а еще на самой крышке изображают масленку. Перед первым обслуживанием убедитесь, что знаете куда лить.

Случай из практики
Федор Алексеев
Федор Алексеев
Специалист автосервиса, автослесарь.
Задать вопрос
У меня был подобный случай, хотя и не с автомашиной, а с дизель-генератором, но система аналогичная. На электростанции, далеко на севере, охлаждающая жидкость попала в поддон. Уровень двойной, а агрегат практически новый. Мы с напарником поехали разбираться. В первую очередь выяснили, что это не антифриз, а чистейшая вода. Она часто заливается в стационарные машины через выхлопную трубу на крыше. Но там все было идеально устроено, попадание воды исключено. Потом увидели, как сделана заливная горловина: она входит в блок цилиндров таким образом, что неопытный человек подумает, что труба ведет в рубашку охлаждения. В масло просто долили дистиллированной воды. Среди обслуживающего персонала действительно не было ни одного профессионального моториста. Ясное дело, никто не сознался.

Как правильно долить масло в двигатель:

  1. До начала заливки нужно примерно представлять, насколько требуется пополнить запас.
  2. Автомобиль должен стоять на ровной площадке (без фанатизма, строительный уровень использовать не обязательно).
  3. Откройте капот.
  4. Рядом с заливным отверстием положите подходящую ветошь, она нужна для протирки щупа и удаления случайно пролитого смазочного материала.
  5. Сняв крышку, вставьте подходящую воронку (такую, которая сильно не болтается из стороны в сторону и не норовит вылететь из горловины). Масло — жидкость вязкая: она то плохо льется, то вдруг булькнет и толчком собьет приспособление, попав не туда куда нужно. Можно попросить помощника подержать воронку.
  6. Чтобы жидкость не булькала, держите горлышко канистры выше, а основной объем внизу. Лейте не спеша, чтобы воздух постоянно свободно входил в отверстие.

Если при заливании масло не перекрывает проходное сечение полностью, то оно не булькнет.

Залив масла в двигатель

Доливайте небольшими порциями, сверяясь со щупом (его перед каждым замером необходимо протирать).

Можно ли доливать масло в двигатель с запасом

Если силовой агрегат расходует масло, долить можно под максимум, но не с избытком. Сильный перелив смазки в двигатель приводит к следующим последствиям:

  • повышение расхода масла;
  • загрязнение воздушного фильтра;
  • перерасход топлива;
  • подтекание смазки;
  • закоксовка мотора, залегание колец;
  • нарушение работы катализатора;
  • токсичность отработанных газов.

Доливка масла в зимний период

Есть мнение, что перед тем, Как долить масло в холодный двигатель, его нужно немного прогреть: тогда смазка приобретет текучесть и будет быстро литься, обеспечивая корректные показания на щупе. Тут не поспоришь, но если понятно, какое количество масла заливать, то в можно сразу залить первую порцию, потом уже прогреть и проверить: возможно, что доливать и не придется.

Заливка масла зимой

Ответ на вопрос: «как правильно долить масло в двигатель если он горячий, а масло холодное» в руководящей документации не встречается. Инструкции описывают только процесс доливки холодной охлаждающей жидкости. Очевидно, это более критично. Чтобы не рисковать, нужно дать мотору остыть, а масло на это время (если возможно) перенести в тепло.

Поделиться
Федор Алексеев
Федор Алексеев

Специалист автосервиса, автослесарь.

Оцените автора
Добавить комментарий