Руководящим документам в вопросе «как долить масло в двигатель» является инструкция по эксплуатации и техническому обслуживанию конкретного автомобиля. Объем масла в разных моторах различается, поэтому мы рассмотрим общий порядок проведения процедуры.
Что происходит в двигателе при нарушении уровня
Основным средством проверки уровня смазочной жидкости является масляный щуп, снабженный отметками «мин; макс, oil fill» и т. д. Уровень моторного масла ниже минимума приводит к масляному голоданию двигателя, а если налить выше — возможен перерасход смазки на угар и закоксовка мотора.
Основной объем масла находится в поддоне двигателя. Внутри него, ниже уровня масла погружен маслозаборник — труба с расширением и фильтром грубой очистки типа «дуршлаг». Через нее смазка засасывается в масляный насос. Если уровень будет ниже, естественно, жидкость в двигатель не пойдет.
Двигатель внутреннего сгорания без смазки работать не может. Нельзя передвигаться на нем даже на небольшие расстояния, а также запускать мотор на холостых оборотах.
Масляный щуп вставляется именно в полость поддона, и по следам на его поверхности мы судим об уровне на остановленном двигателе. Если смазка чуть ниже — запас еще есть, он заложен разработчиками конструктивно, но это уже зона риска. При высоких оборотах масляный насос активно всасывает жидкость и в поддоне образуется масленая воронка. Масло в большом количестве покидает поддон, устремляясь в головку блока цилиндров, таким образом уровень еще сильнее понижается.
Кроме того, автомобиль разгоняется, тормозит, едет по неровностям, рабочая жидкость в это время плещется в поддоне. С последним обстоятельством борются специальные переборки (вертикальные и горизонтальные), и все же масло находится в движении. В результате в масляную воронку засасывается воздух и поток смазки, подаваемый к трущимся поверхностям прерывается.
При этом датчик давления не сразу отреагирует, на то, что мотор уже работает на воздушно-масляной пене. Только при достижении заложенного в его конструкцию давления он включит тревожную лампочку. Но условия смазки нарушены уже давно.
Перелив смазочной жидкости столь губительных последствий не приносит, но также вредит мотору, поэтому доливка масла в двигатель должна производиться аккуратно.
Давление масла не зависит от его уровня: даже если он слишком высокий, насос не перегружается.
Во многих современных автомобилях щуп отсутствует, и об уровне масла говорят только показания прибора на панели. Имеют место и совмещенные решения.
Как проверять уровень масла и сколько доливать
В случае электрического датчика пояснять не стоит. Если система со щупом или комбинированная, надо поставить машину на горизонтальную поверхность и дать маслу стечь. Правильнее всего оставить автомобиль на несколько часов, а потом проверить уровень, но если это нужно сделать срочно, и десяти минут вполне хватит — подавляющая часть жидкости стечет в поддон.
Какой объем помещается между рисками min и max, можно посмотреть в документации автомобиля, либо выяснить эмпирически (обычно это около литра). Зная эту величину, вы сможете быстрее проводить эту операцию, не боясь перелива. Так, если на щупе min, а в диапазон умещается литр, можно смело залить 500 мл масла и ехать.
Когда следует проверять уровень масла
Электронный датчик проверяет масло регулярно, и перед пуском двигателя напишет: Oil level OK, Low oil level, или что-нибудь в этом роде. Если двигатель совершенно здоров, то он расходует мало масла между заменами, и подливать его в интервале между обслуживанием не надо. Но проверить несколько раз не помешает, а еще стоит заглянуть в руководство.
При повышенном расходе смазочной жидкости нужно регулярно отслеживать, не прогрессирует ли он. Также требуется периодическая проверка после покупки подержанного авто, да и с новыми всякое случается: при обнаружении неисправностей, масло так или иначе может быть причастным.
Внеочередной раз следует удостовериться в наличии достаточного количества смазки, если:
- машина стала дымить — возможно масло выгорает;
- появились подтеки;
- двигатель работает неравномерно — возможно попадание смазки в камеру сгорания;
- снизилось количество охлаждающей жидкости: проверьте не пошел ли антифриз в поддон, не вырос ли уровень;
- воздушный фильтр залило маслом;
- если порвалась диафрагма топливоподкачивающего насоса бензин будет идти в картер, а уровень масла поднимется.
При любых неполадках с движком первым делом проверьте масляный щуп.
Куда доливать масло в двигатель и как это делать правильно
Вопрос может показаться странным, но только на первый взгляд. Естественно в маслозаливную горловину, но где она находится, новичок может и не знать. Обычно она располагается на клапанной крышке, но встречается и отдельная горловина, находящаяся где-нибудь на блоке цилиндров. Рисунок должен быть в инструкции, а еще на самой крышке изображают масленку. Перед первым обслуживанием убедитесь, что знаете куда лить.
Как правильно долить масло в двигатель:
- До начала заливки нужно примерно представлять, насколько требуется пополнить запас.
- Автомобиль должен стоять на ровной площадке (без фанатизма, строительный уровень использовать не обязательно).
- Откройте капот.
- Рядом с заливным отверстием положите подходящую ветошь, она нужна для протирки щупа и удаления случайно пролитого смазочного материала.
- Сняв крышку, вставьте подходящую воронку (такую, которая сильно не болтается из стороны в сторону и не норовит вылететь из горловины). Масло — жидкость вязкая: она то плохо льется, то вдруг булькнет и толчком собьет приспособление, попав не туда куда нужно. Можно попросить помощника подержать воронку.
- Чтобы жидкость не булькала, держите горлышко канистры выше, а основной объем внизу. Лейте не спеша, чтобы воздух постоянно свободно входил в отверстие.
Если при заливании масло не перекрывает проходное сечение полностью, то оно не булькнет.
Доливайте небольшими порциями, сверяясь со щупом (его перед каждым замером необходимо протирать).
Можно ли доливать масло в двигатель с запасом
Если силовой агрегат расходует масло, долить можно под максимум, но не с избытком. Сильный перелив смазки в двигатель приводит к следующим последствиям:
- повышение расхода масла;
- загрязнение воздушного фильтра;
- перерасход топлива;
- подтекание смазки;
- закоксовка мотора, залегание колец;
- нарушение работы катализатора;
- токсичность отработанных газов.
Доливка масла в зимний период
Есть мнение, что перед тем, Как долить масло в холодный двигатель, его нужно немного прогреть: тогда смазка приобретет текучесть и будет быстро литься, обеспечивая корректные показания на щупе. Тут не поспоришь, но если понятно, какое количество масла заливать, то в можно сразу залить первую порцию, потом уже прогреть и проверить: возможно, что доливать и не придется.
Ответ на вопрос: «как правильно долить масло в двигатель если он горячий, а масло холодное» в руководящей документации не встречается. Инструкции описывают только процесс доливки холодной охлаждающей жидкости. Очевидно, это более критично. Чтобы не рисковать, нужно дать мотору остыть, а масло на это время (если возможно) перенести в тепло.