Каталитический нейтрализатор для автомобиля — что это такое, особенности, как выбрать

Легковые авто

Автомобили при работе выделяют большое количество газов или, так называемых, вредных выбросов. Эти выбросы, в свою очередь, попадают в воздух и загрязняют его, а это не очень хорошо ни для нас, ни для окружающей среды. Чтобы уменьшить выброс вредных для здоровья веществ, с 1975 года производители оснащают выпускаемые ими автомобили каталитическими нейтрализаторами.

Что такое каталитический нейтрализатор

Каталитический нейтрализатор — это устройство, которое преобразует вредные газы, выделяющиеся при работе ДВС, в безвредные, прежде чем они попадут в воздух. Он является частью выхлопной системы автомобиля и расположен между выпускным коллектором и глушителем. Какова его конструкция и каковы его функции?

Устройство

Каталитический нейтрализатор состоит из металлического корпуса с керамическими сотами внутри (как в сотах), которые, в свою очередь, покрыты тонким слоем драгоценных металлов. Эти металлы (палладий, родий или платина) облегчают химический процесс катализа, выступая в роли катализатора.

 

Каталитический нейтрализатор для автомобиля - что это такое, особенности, как выбрать

Функции

Внешний металлический корпус каталитического нейтрализатора, как уже упоминалось, находится в выхлопной системе автомобиля и соединен двумя трубами. Одна трубка подключается к двигателю, а другая — к выхлопной трубе.

 

Каталитический нейтрализатор

Таким образом, при движении автомобиля выхлоп не выходит непосредственно через глушитель, а сначала проходит через каталитический нейтрализатор. Там они проходят через керамические соты и драгоценные металлы, с помощью которых происходят химические реакции. В результате вредные углероды (CnHm), оксиды азота (NO) и угарный газ (CO) преобразуются в безвредные углекислый газ (CO2), воду (H2O) и азот (N2). После завершения преобразования безвредные газы выходят через выхлопную трубу.

Типы катализаторов

В настоящее время существует три основных типа каталитических нейтрализаторов — двухкорпусные, трехходовые и окислительные. Двухкорпусные устройства — это устройства с двумя отдельными корпусами, которые соединены вместе. В них процессы катализа разделены, причем выхлопные газы сначала поступают в первый корпус, где очищаются от закиси азота, а затем переходят во второй корпус, где окисляются. Этот тип катализатора работает со всеми богатыми топливными смесями.

Окислительные конвертеры в настоящее время практически не используются, поскольку они очищают угарный газ и углеводороды, но не справляются с закисью азота.
Трехходовые преобразователи (TWC) наиболее часто устанавливаются в современных автомобилях. В них химические реакции восстановления и окисления происходят в одном корпусе, и нет необходимости вводить другой химикат или процесс.

 

Каталитический нейтрализатор

Какие проблемы могут возникнуть

Проблемы, возникающие с этим устройством, в основном связаны с тем, что оно устанавливается под шасси автомобиля и подвергается различным внешним механическим повреждениям. Высокие температуры, при которых происходят химические реакции по преобразованию вредных газов в безвредные, также оказывают значительное влияние на его работу.

Катализаторы обычно не выходят из строя внезапно или сами по себе. Другими словами, симптомы, указывающие на наличие проблемы, являются лишь частью более крупной проблемы. Поэтому перед установкой нового каталитического нейтрализатора важно определить основную причину поломки и провести ремонт (если это возможно).

Причины, по которым эти устройства чаще всего выходят из строя, следующие:

  • Выгорание. Прогорание каталитического нейтрализатора обычно происходит, когда несгоревшее топливо попадает в каталитический нейтрализатор и сгорает непосредственно в нем. А чтобы топливо попало туда, скорее всего, есть проблемы с системой подачи топлива, изношенные датчики CO, чрезмерная нагрузка на двигатель автомобиля и многое другое.
  • Засорение. Эта проблема возникает, когда каталитический нейтрализатор подвергается воздействию выхлопных газов, содержащих вещества, которые покрывают рабочие поверхности до такой степени, что катализатор не может обрабатывать (перерабатывать) выхлопные газы. Потенциальными причинами засорения устройства обычно являются: использование неподходящих видов топлива и присадок, чрезмерный расход масла, накопление слишком большого количества углерода в выхлопных газах.
  • Структурные сбои. Основной причиной структурных повреждений является удар по корпусу камнями и другим мусором во время движения автомобиля. Другими условиями, которые могут вызвать структурные повреждения, являются — коррозия и тепловой удар.

Как решаются проблемы

К сожалению, каталитические преобразователи не только дороги по стоимости, но и очень редко поддаются ремонту. Чаще всего при возникновении проблемы каталитический нейтрализатор удаляется, а на его место устанавливается новый. Желательно, чтобы установка и снятие производились в автомастерской, поскольку устройство является хрупким и для его снятия и установки требуются специальные знания.

Как выбрать каталитический нейтрализатор для своего автомобиля

Следует знать, что не каждая модель преобразователя подходит для вашей марки и модели автомобиля. Поэтому первое, что вы должны сделать, это правильно подобрать каталитический нейтрализатор, подходящий для вашего авто.

Второе, о чем следует подумать, это о том, какое крепление вы хотите иметь у катализатора. В настоящее время каталитические нейтрализаторы выпускаются с прямым или универсальным креплением. Лучше выбирать модели с прямым креплением, так как их установка намного быстрее и проще.

Поделиться
Виктор Громов
Оцените автора
Добавить комментарий