Момент затяжки болтов ГБЦ и порядок проведения работ

Момент затяжки болтов ГБЦ Двигатели

Разъем головки блока цилиндров (ГБЦ) и блока пересекает камеры сгорания и полости, в которых циркулируют масло и охлаждающая жидкость (ОЖ). Важность правильной затяжки крепежей ГБЦ объясняется необходимостью разделения этих рабочих сред. Момент затяжки болтов ГБЦ удерживает головку, на которую действует давление газов и тепловая нагрузка. Сложная деталь испытывает и сложные деформации, что вынуждает производителя тщательно разрабатывать технические условия затяжки ГБЦ, основными из которых являются момент и порядок затяжки.

Чем опасен неправильный момент затяжки

Невыполнение ТУ может вывести из строя ДВС в результате вытекания и смешения рабочих жидкостей. К этому приводит нарушение герметичности прокладки либо самой головки блока.

Если момент затяжки ГБЦ неправилен, прокладка головки блока будет обжата неравномерно: недогруженный болт не прижмет ее с должной силой, а перетянутый — удлинится и ослабит хватку. Головка будет деформироваться, выгибаться и в результате прокладка даст течь.

Деформация ГБЦ
Деформация головки блока цилиндров.

Чаще всего охлаждающая жидкость идет в масло. Нарушение условий смазки приводит к выходу из строя вкладышей и шеек коленчатого вала, а недостаток ОЖ — к перегреву и дальнейшей деформации ГБЦ. Реже в воду прорываются выхлопные газы и масло, но последствия тоже плачевны.

Перетяжка болтов в сочетании с сильным перегревом могут привести к трещине в ГБЦ.

Как контролировать момент затяжки

С каким усилием затягивать головку блока цилиндров прописано в документации по ремонту. Там же обязательно присутствует схема затяжки болтов ГБЦ и описание технологического процесса. Для затяжки используют динамометрический и угловой ключи.

Виды ключей для правильной затяжки резьбовых соединений

Динамометрические ключи бывают:

  • стрелочные;
  • со щелчком;
  • комбинированные;
  • электронные.
Шкальный ключ
Шкальный (стрелочный) ключ.

Динамометрические ключи различаются размерами и диапазонами:

  • Стрелочный, или шкальный представляет собой квадрат под головку, с гибким упругим рычагом — это чувствительный элемент ключа. На нем закреплена шкала, к которой от квадрата параллельно рычагу подведена неподвижная стрелка. При затяжке рычаг изгибается, и шкала вместе с ним поворачивается относительно стрелки. При определенном моменте затяжки болтов ГБЦ затяжку прекращают. Шкала такого прибора может быть вынесена на циферблат
  • Ключ со щелчком чаще всего применяется для затяжки ГБЦ . Инструмент считается профессиональным и более точным, чем шкальный. К тому же он компактнее, и позволяет работать в труднодоступных местах, не всматриваясь в шкалу. Необходимый момент затяжки точно настраивается предварительно. При его достижении ключ щелкнет — значит работу нужно остановить.
  • Комбинированный ключ — очень редкий. Дополнительно к шкале он имеет специальный зуб, который при достижении установленного момента срывается с упора и щелкает. Инструмент позволяет точно выдерживать параметр затяжки, а также наблюдать за динамикой изменения момента затяжки.
  • Электронные динамометры при этих работах применяются редко, хотя и обладают высокой точностью.

Момент затяжки болтов головки блока пропорционален углу поворота в идеальных условиях. Однако сопротивление болта не постоянно: шероховатость резьбы, температура, смазка, попадание случайной взвеси — все влияет на показания. Наша задача — сообщить болту необходимый натяг, чуть растянуть его в диапазоне упругой деформации.

Затяжка угловым ключом

Угловой ключ нечувствителен к сопротивлению, а потому более точен. Им чаще производится затяжка головки блока цилиндров на окончательных этапах. В отсутствии углового ключа крепеж вращают, применяя засечки маркером или мелом, и считают количество граней. Этот метод примитивен, но обеспечивает необходимую точность и им пользуются профессионалы.

Динамометрические ключи являются не слесарным, а измерительным инструментом. Они не предназначены для постоянной работы в качестве трещотки, а тем более для срыва гаек.

Мнение эксперта
Александр Субботин
Александр Субботин
Автожурналист, редактор сайта autodvs.ru. Езжу на LR Discovery 4.
Задать вопрос
Понимая предназначение инструмента, им важно правильно пользоваться. Я проводил обучение среди мотористов по обслуживанию газопоршневых электростанций дальнем севере. Мужики попались работящие и неумелые. Показал практически как пользоваться динамометрическим ключом со щелчком. Выставлять момент все натренировались. Объяснил, что как только ключ щелкнет, так все — затяжка окончена. Пошли работать. Тянуть-то нужно было всего лишь 5 кгс·м. Прохожу мимо одного, а он ногой в раму уперся и рожковым ключом эту гайку тащит. Спрашиваю, почему так делаешь, а он отвечает: «Все нормально. Я динамометром пятерку затянул, а потом просто придавливаю, для надежности». Не надо как лучше. Надо — как положено.

Стандартные моменты затяжки болтов головки блока цилиндров

Если открыть руководство по ремонту двигателя, там будут указаны стандартные моменты затяжки различных соединений, но не столь ответственных. Для таких операций, как затяжка болтов головки блока цилиндров, или шатунных болтов производитель отдельно указывает момент затяжки.

Размеры крепежа могут сильно отличаться от табличных данных на крепеж общего применения.

Если вам удастся вычислить правильный конечный момент затяжки, то где взять данные по промежуточным этапам, рекомендациям о прогреве, выдержке, смазке? С применением угловой затяжки этот вопрос вовсе теряет актуальность.

Когда необходимо производить затяжку ГБЦ

Затяжка болтов ГБЦ проводится при всех работах, связанных с установкой этой детали. Чаще всего встречается замена прокладки под головку. Ремонт самой головки, замена поршневых колец и многое другое также вызывает необходимость монтажа/демонтажа головки.

Замену лопнувшего болта ГБЦ можно произвести не снимая головки.

Сломанный болт ГБЦ

Регламентом технического обслуживания может быть предусмотрена протяжка болтов ГБЦ. Эта процедура относится больше к старым технологиям, но применяется и поныне в случае растяжения болтов, усадки прокладки или деформации самой головки.

Если вдруг незначительно потекла прокладка, можно попробовать произвести подтяжку, но, к сожалению, в большинстве случаев это не помогает.

Затяжка болтов ГБЦ: момент и порядок затяжки, способы и особенности работ

Очень часто при ремонте или замене головок не обращают внимание на состояние их посадочной поверхности. Может раковины и увидят, но тому, что головка выгнулась и стоит на блоке «домиком» значения не придадут, а это влияет на качество затяжки болтов ГБЦ. Головка блока в этом случае стоит на краях и приподнята посередине. Сила обжатия центральных болтов уходит на разгибание детали причем почти впустую.

Замер плоскости ГБЦ

Динамометрический ключ фиксирует необходимый момент, но усилия не хватает, чтобы прижать прокладку должным образом. Посередине она уплотняется меньше и срок ее службы сократится, хотя и не катастрофически.

Схема и порядок затяжки головки блока цилиндров

В инструкции по ремонту всегда представлена схема затяжки болтов ГБЦ. Болты головки надо прижимать от центра к периферии. Это улучшает прилегание и сокращает начальные напряжения. Правило незыблемое, но конкретные схемы разные. Продвижение от центра может идти крест-накрест по диагонали, или попарно (то слева, то справа). Бывает, что путь через все болты на схеме являет собой спираль.

Порядок затяжки болтов ГБЦ

Важно не запутаться, когда в некоторых случаях крепеж имеет разные размеры и, соответственно, разные моменты затяжки:

  1. На нулевом этапе внимательно прочитайте руководство и выполните все технические условия. ТУ могут обязывать заменять болты при каждой установке, измерять их длину и сравнивать с предельно допустимой. Некоторые болты разрешено использовать определенное количество раз. При этом каждый раз нужно оставлять на головке кернение. Как правило, резьбы болтов и торцы шайб смазываются моторным маслом, но встречается и сухая установка.
  2. Очень важно, и об этом в инструкциях пишут редко, удалить из отверстий под болты в блоке всякую влагу. Если этого не сделать, при затяжке болтов ГБЦ, они упрутся в масло, не смогут его сразу выдавить. Динамометрический ключ при этом покажет грамотную затяжку. Позже, жидкость все же выйдет наружу, и болт ослабнет окончательно.
  3. Смазанные тонким слоем моторного масла болты вставляйте в отверстия и наживляют от руки. Закручивать лучше ручным инструментом (например, коловоротом) чтобы вовремя почувствовать, если в резьбе что-то не так. Прихватываем головку до фиксации.
  4. Настраивайте динамометрический ключ и производите затяжку головки блока цилиндров по первому этапу. Работая правой рукой, придерживайте инструмент левой по оси вращения, чтобы избежать перекосов, снижающих точность затяжки. Только кручение. Движение инструмента должно быть равномерным, без рывков. Затем переходим к следующим этапам.

Порядок протяжки головки блока цилиндров тот же, что и при ее установке.

Порядок раскручивания крепежа обратен обтяжке. Не разбирайте узел как попало, расслабляйте конструкцию постепенно, от периферии к центру.

Регулировка момента затяжки болтов ГБЦ

Многие автолюбители сомневаются в грамотной затяжке головки блока цилиндров. Мол: «ремонтировались в поле, какие там динамометры». Можно подкорректировать: термины регулировка, настройка не очень подходят. Затяжку не регулируют, а стяжной крепеж не крутят в разные стороны, как гитарный колок, их правильно затягивают. Изменение момента идет только в сторону увеличения.

Если головку демонтировать не хочется, а проверить затяжку прикипело, желательно ослабить болты ГБЦ и затянуть далее согласно инструкции.

Например, последовательность затяжки следующая:

  1. Обжатие моментом 8 кгс·м.
  2. Доворот угловым ключом на 90°.
  3. Доворот угловым ключом на 90°.

Должно быть так, а как затянуто — никто не знает. Постепенно раскручиваем болты до момента менее 8 кгс·м. Выравниваем затяжку до 8. Обжимаем на 90° все болты. И еще одна протяжка ГБЦ на 90°. Крепеж старый и какой-нибудь болт может лопнуть, или грани сорвет. Будем выкручивать чуть позже.

Затяжка болтов ГБЦ на дизеле и бензиновом моторе

Затяжка ГБЦ на дизеле проводится так же, как и на моторе с принудительным зажиганием. На дизелях чаще можно встретить чугунную головку, которую иногда, в соответствии с инструкцией обжимают на горячую. Но это не должно волновать: просто открывайте руководство, и выполняйте пункт за пунктом.

Дизельный мотор очень напряженный, поэтому все технические требования, такие как порядок затяжки болтов ГБЦ, момент затяжки нужно соблюдать особо педантично.

Может ли человек чувствовать момент затяжки.

С опытом безусловно приходит способность чувствовать стяжное усилие. Небольшие моменты можно научиться определять почти безошибочно, но с возрастанием нагрузки делать это все труднее.

Протяжка головки блока цилиндров ЯМЗ 236
Протяжка ГБЦ ЯМЗ 236.

Навык очень полезен. Динамометрический ключ — это техническое устройство, которое может выйти из строя. Мышечная память поможет нам держать инструмент под контролем и избежать поломки крепежа.

Как выкрутить болт ГБЦ с сорванными гранями из блока цилиндров

Сначала нужно попробовать выкрутить болт, не применяя режущего инструмента. Стружка и металлическая пыль, не говоря уже об абразиве, попадая в двигатель, не сулят ничего хорошего:

  • Головку болта необходимо обстучать в осевом направлении через латунную проставку. Это значительно ослабит прочность соединения.
  • Постарайтесь забить внутрь или снаружи головки болта подходящий инструмент. Дюймовый, метрический — уже все равно. Лишь бы держался. Откручивайте.
  • Есть такой инструмент — гайкорез. Кольцо, внутрь которого выдвигается режущий зуб. Если позволяют габариты накиньте его на головку болта, вдавите зуб и пробуйте отвинчивать.
  • Можно приварить новую гайку.
  • Если есть сноровка, воспользуйтесь зубилом. Сначала зубилом, что поострей, внедритесь в головку крепежа. Теперь на этот уступ установите тупой инструмент и резко бейте на откручивание. Метод требует навыка, но он очень эффективен.

Откручивание болтов ГБЦ с сорванной головкой

Если предыдущие варианты не дали результата, ручной пилой или болгаркой нарежьте шлиц и срежьте головку (сумейте не повредить посадочную поверхность). Распустите остальные болты и снимите головку блока. Обломок торчит высоко — все в ваших руках. Шпильковерт, шведки, крокодилы — вполне подойдут.

Если пришлось высверливать, то после прохождения отверстия сверлом воспользуйтесь экструдером — это конический инструмент с левой резьбой и крутым подъемом витков, который напоминает буравчик. Внедренный в сверление он жестко цепляется за стенки рабочими кромками. Вращайте его против часовой стрелке вместе с застрявшим метизом. Экструдер гораздо эффективнее вбитого внутрь трехгранного напильника.

Перед сверлением обезопасьте двигатель от попадания стружки.

Порядок затяжки болтов головки блока цилиндров в зависимости от модели авто

Таблица порядка и моментов затяжек болтов ГБЦ на автомобилях разных марок. Из примеров видно, что угловая затяжка находит широкое применение.

Модель Моменты затяжек (нм)
1 Этап 2 Этап 3 Этап 4 Этап
Нива (Шевроле) 20 70–86

31–39 (отдельно расположенный болт)

 + 90° + 90°
ВАЗ 1111 Ока (1998–2003) 20 69,4–85,7  + 90° + 90°
ЗМЗ-409051.10;

ЗМЗ-409052.10

33–37 Выдержать 1 мин + 90°
КамАЗ 740

Прим: Резьбы предварительно смазываются тонким слоем графитной смазки.

39–49 98–127 186–206
ГАЗ-53 Окончательный момент затяжки болтов головки блока цилиндров 77–82, через некоторое время проверка момента и обжатие макс. моментом
Лада Гранта 21126 16 кл. паронитовая прокладка 20 69.4–85.7  + 90° + 90°

*Сведения, приведенные в таблице, не являются руководящим документом и приведены с ознакомительной целью.

На заметку. Процедура затяжки ГБЦ на ГАЗ-53 понятна, но выделяется из общего ряда. Современные производители стараются по возможности конкретизировать этапы работ.

Поделиться
Александр Петренко

Автолюбитель с многолетним стажем. Имею опыт работы в автосервисе, занимался автоподбором. Езжу на Toyota Rav4 (III)

Оцените автора
Добавить комментарий