Затяжка ГБЦ на ВАЗ 2108 — основные моменты

протяжка ГБЦ на ВАЗ Двигатели

Знать порядок и момент затяжки ГБЦ ВАЗ 2108 необходимо каждому владельцу «восьмерки»: от точности выставленных значений и правильности проведения процедуры зависит работоспособность всего двигателя.

Как затягивать болты ГБЦ на ВАЗ 2108

Момент затяжки ГБЦ ВАЗ 2108 измеряется совсем не так, как на ВАЗ 2101-07 (классика). Для всех модификаций двигателя «восьмерки» порядок и принцип затяжки одинаковы:
• Динамометрический ключ применяется только на первых двух этапах, а далее затяжка производится по углу поворота болта.
• Момент затяжки прямо пропорционален углу поворота при одинаковом сопротивлении резьбы.
• При этом сила трения может отличаться. Даже если мы прочистим и смажем все резьбы, и завернем их от руки с одинаковым сопротивлением, при силовом затягивании картина может измениться. Чем больше будет сопротивление, тем раньше стрелка динамометрического ключа дойдет до заданного значения. Болт не довернется на некоторую величину и создаст меньшее усилие.
Комментарий эксперта
Федор Алексеев
Федор Алексеев
Специалист автосервиса, автослесарь.
Как ни странно это кажется на первый взгляд, но затяжка по углу поворота точнее, чем по динамометрическому ключу.

Когда болты головки требуют затяжки

Крепеж ГБЦ затягивают при установке головки, замене самих болтов, либо при их подтяжке. Если какой-то из болтов ослабел или сломался, но герметичность прокладки еще не нарушена, его меняют на новый, не снимая головку. Лучше, конечно заменить все болты, чтобы они находились в одном прочностном диапазоне.
Затяжка болтов на восьмерке прочная и надежная, поэтому операция подтяжки требуется редко. В этом случае крепеж не раскручивается полностью, а ослабляется и потом завинчивается снова. К подтяжке обычно прибегают, когда на разъеме ГБЦ и блока появляется незначительная течь.

На головку блока цилиндров воздействуют высокая температура и вибрация двигателя. Если затяжка была проведена неправильно, герметичность соединения со временем может нарушиться.

Подготовка к работе

Затяжка болтов — операция несложная, но она требует аккуратности в подготовке к работе и педантичности исполнения:
• Внимательно осмотрите установленную головку: хорошо ли она села на блок, не мешает ли какая-нибудь деталь ее окончательному обжатию.
• Отдефектуйте болты. Тщательно промойте их и осмотрите. Основной дефектовочный параметр — длина болта: при превышении предельно допустимой величины его необходимо заменить. Плохо, если одни болты будут на пределе, а другие — почти новые. В таком случае лучше поменять весь комплект.
• Обязательно уберите остатки влаги из отверстий под болты. При снятии ГБЦ туда могла попасть охлаждающая жидкость или масло. Если болт упрется в жидкость, он будет недожат, а со временем ослабнет еще больше, что приведет к потере герметичности соединения.
• Резьбовую часть и торцы шайб смажьте тонким слоем моторного масла.

Болты ГБЦ, смазанные маслом

Из инструментов вам понадобятся: набор головок, ключей и отверток, а также динамометрический ключ со шкалой до 10 кгс•м.

Схему затяжки рекомендуется положить перед собой, сориентировав так же, как и реальную головку. Это поможет не ошибиться в порядке затяжки болтов.
Закрутите болты вручную до касания, контролируйте плавность их хода. Если динамометрический ключ со щелчком — выставьте на его рукояти момент затяжки, соответствующий первому этапу. Если ключ стрелочный, предстоит просто наблюдать за показаниями.

Этапы затяжки ГБЦ ВАЗ 2108

Обтяжка головки блока цилиндров ВАЗ 2108 принципиально отличается от классических моделей. Она состоит из четырех этапов, два последних из которых выполняются не динамометрическим ключом, а обычным воротком (длинным и прочным).

Затяжка головки блока цилиндров ВАЗ 2108 производится только на холодном двигателе.

Порядок одинаков для всех этапов затяжки. Демонтаж болтов головки блока цилиндров происходит согласно схеме, но в обратной последовательности.
• этап 1 — 20 Н•м (2 кгс •м.);
• этап 2 — 70,8–87,4 Н•м (7,08–8,74 кгс •м.);
• этап 3 — довернуть на 90 градусов;
• этап 4 — довернуть на 90 градусов.
Совет эксперта.
Дмитрий Сухов
Дмитрий Сухов
Инженер-механик. Автор статей об устройстве и ремонте автомобилей, особенностях и наладке ДВС, других машин и механизмов.
Для измерения угла поворота вполне достаточно ориентироваться по меткам, сделанным маркером, но можно приобрести и специальный угломерный ключ.

В заключение вернемся к операции подтяжки крепежа. Если один или несколько болтов ослабли, правильно будет раскрутить весь комплект. Нормально, если затяжка будет между первым и вторым этапом. Теперь обжатие головки повторяют, начиная со второго этапа. Как избежать повреждения прокладки ГБЦ читайте в нашем материале.

 

 

Поделиться
Дмитрий Сухов
Дмитрий Сухов

Инженер-механик. Автор статей об устройстве и ремонте автомобилей, особенностях и наладке ДВС, других машин и механизмов.

Оцените автора
Добавить комментарий

*

code

Момент затяжки ГБЦ ВАЗ 2108 измеряется совсем не так, как на ВАЗ 2101-07 (классика). Для всех модификаций двигателя «восьмерки» порядок и принцип затяжки одинаковы:
• Динамометрический ключ применяется только на первых двух этапах, а далее затяжка производится по углу поворота болта.
• Момент затяжки прямо пропорционален углу поворота при одинаковом сопротивлении резьбы.
• При этом сила трения может отличаться. Даже если мы прочистим и смажем все резьбы, и завернем их от руки с одинаковым сопротивлением, при силовом затягивании картина может измениться. Чем больше будет сопротивление, тем раньше стрелка динамометрического ключа дойдет до заданного значения. Болт не довернется на некоторую величину и создаст меньшее усилие.
Крепеж ГБЦ затягивают при установке головки, замене самих болтов, либо при их подтяжке. Если какой-то из болтов ослабел или сломался, но герметичность прокладки еще не нарушена, его меняют на новый, не снимая головку. Лучше, конечно заменить все болты, чтобы они находились в одном прочностном диапазоне.
Затяжка болтов на восьмерке прочная и надежная, поэтому операция подтяжки требуется редко. В этом случае крепеж не раскручивается полностью, а ослабляется и потом завинчивается снова. К подтяжке обычно прибегают, когда на разъеме ГБЦ и блока появляется незначительная течь.
Затяжка болтов — операция несложная, но она требует аккуратности в подготовке к работе и педантичности исполнения:
• Внимательно осмотрите установленную головку: хорошо ли она села на блок, не мешает ли какая-нибудь деталь ее окончательному обжатию.
• Отдефектуйте болты. Тщательно промойте их и осмотрите. Основной дефектовочный параметр — длина болта: при превышении предельно допустимой величины его необходимо заменить. Плохо, если одни болты будут на пределе, а другие — почти новые. В таком случае лучше поменять весь комплект.
• Обязательно уберите остатки влаги из отверстий под болты. При снятии ГБЦ туда могла попасть охлаждающая жидкость или масло. Если болт упрется в жидкость, он будет недожат, а со временем ослабнет еще больше, что приведет к потере герметичности соединения.
• Резьбовую часть и торцы шайб смажьте тонким слоем моторного масла.
Схему затяжки рекомендуется положить перед собой, сориентировав так же, как и реальную головку. Это поможет не ошибиться в порядке затяжки болтов.
Закрутите болты вручную до касания, контролируйте плавность их хода. Если динамометрический ключ со щелчком — выставьте на его рукояти момент затяжки, соответствующий первому этапу. Если ключ стрелочный, предстоит просто наблюдать за показаниями.
Порядок одинаков для всех этапов затяжки. Демонтаж болтов головки блока цилиндров происходит согласно схеме, но в обратной последовательности.
• этап 1 — 20 Н•м (2 кгс •м.);
• этап 2 — 70,8–87,4 Н•м (7,08–8,74 кгс •м.);
• этап 3 — довернуть на 90 градусов;
• этап 4 — довернуть на 90 градусов.