Неустойчивая работа инжектора на холостом ходу — причины и сравнение с карбюратором

Автомеханик Двигатели

Попытаемся понять, почему возможна неустойчивая работа двигателя на холостом ходу – инжектор будет в центре внимания. Несмотря на то, что эти моторы эксплуатируются в России уже давно, информации о них в сети немного, особенно структурированной. Материал будет интересен новичкам, которые уже получили начальные знания об устройстве ДВС и имеют представление о системах зажигания и топливоподачи.

Что такое неустойчивая работа двигателя

Хорошее слово «неустойчивая», в нем и кроется отгадка. Бывает, машину трясет, но заводится она хорошо и по тахометру обороты держит стабильно. Нажмем на газ, сбросим. Что-то чуть подстукнуло, машина немного вздрогнула… Впрочем, могло и не стукнуть — это в зависимости от того, какая подушка силового агрегата оборвана.

Если движок работает неустойчиво и наблюдается повышенная вибрация двигателя, надо посмотреть, на чем же он стоит. Проверяется целостность опоры ломиком или монтировкой, либо можно попробовать покачать агрегат руками.

Но если все-таки проблема с самим мотором, его также необходимо проверить. Для начала рассмотрим процедуру на примере обычного карбюраторного агрегата.

Карбюраторная система

Когда карбюраторный двигатель работает с перебоями на холостом ходу, первым пунктом плана должен быть общий осмотр — если машина карбюраторная, то скорее всего она старая, и за это время с ней могло случиться что угодно.

Задать вопрос
Когда-то давно я ездил на Nissan Pulsar, переделанном из праворульного на нормальный, карбюратор давно от восьмерки, катушка от копейки, а в целом убитый совсем. И что-то стал он барахлить. Я катушку и трамблер с проводами снимал, на батарее сушил. Поставлю — нет вопросов, а к следующим выходным — опять на просушку. Нашел-таки: в кузове автомобиля дырка с палец размером притаилась, как раз на катушку оттуда и поливало. Отсыревала, бедная, и искрить не могла.

Допустим все нормально, тогда надо посмотреть: «двигатель троит», либо его «колбасит». Расшифруем написанное:

  • Троит — выражение появилось, когда в ходу были в основном четырехцилиндровые моторы. Оно означает, что в порядке три цилиндра из четырех. Иногда говорят: «подтраивает» значит три работают нормально, а один так себе: искра слабая. С тех пор про любой двигатель, даже про шестицилиндровый, тоже говорят «троит».
  • Колбасит — двигатель работает неровно, пропуски вспышек беспорядочные.

Проверка двигателя

Если двигатель троит

Если четко троит: машина стабильно вздрагивает с равными промежутками времени, будто припадает на одну ногу, причину следует искать в отдельном цилиндре:

  1. Плоскогубцами с изолированными ручками по очереди снимайте высоковольтные провода — если цилиндр неисправен, при отключении контакта никакой реакции не будет.
  2. Далее надо проверить всю электрическую цепь на этот цилиндр: вывернув свечу, посмотрите, какого она цвета, чем залита, какой зазор между электродами. Показатель нормальной работы — светло-коричневый цвет электродов. Если смесь богатая, то черный, а если белый, то бедная (оба слова на «Б» — удобно запомнить).
  3. Но может быть, это и не электрика виновата. Возможно, во время работы мотора в камеру сгорания попадает охлаждающая жидкость (пробита прокладка головки блока), а если маслом заливает — то через кольца, вентиляцию картера или маслосъемные колпачки. Они еще должны вызывать дымность сизого цвета при принятии нагрузки (трогании с места или переключении передач). Через прокладку тоже может масло пойти, но это встречается очень редко.

Не надо сразу начинать чистить свечу, стоит ее как следует рассмотреть и найти первопричину, из-за которой неровно работает двигатель. Если есть эндоскоп, хорошо заглянуть внутрь через свечное отверстие. Компрессию и регулировку клапанов тоже необходимо проверить.

Когда мотор работает нестабильно

Второй случай — когда двигатель работает с перебоями, но с хаотичными, не явно выраженными, сложнее:

  • Может выйти из строя все ранее описанное, но смотреть надо уже все цилиндры.
  • Беспорядочные перебои бывают вызваны сильным отсыреванием, а также трещинами в катушке (катушках) и крышке трамблера. Дефектные элементы необходимо заменить.
  • Обороты плохо настраиваются, если не точно выставлен угол опережения зажигания, он регулируется поворотом трамблера (распределителя зажигания) вокруг своей оси.
  • Перед регулировкой трамблера загляните в сам распределитель: возможно неисправен бегунок или контактная группа, также могли выработаться, либо подгореть контакты механического зажигания на крышке. Неисправные детали также замените, а зазор в контактной группе необходимо регулировать.

Если новую контактную группу взять негде, ее контакты можно зачистить пилочкой для ногтей. Они должны быть параллельны, тогда и подгорать будут меньше.

Контакты трамблера

Если компрессия нормальная, антифриз в камеру сгорания не льется, значит с поршневой группой, прокладкой головки блока и ГРМ порядок (обратите внимание еще на соответствие меток коленчатого и распределительного валов, особенно если машина ременная). Потом приведите в порядок электрику, после чего отрегулируйте угол опережения.

Проверка топливной системы

Если нестабильная работа двигателя после проведенных процедур продолжается (может быть, стало немного лучше, но не идеально) пора выяснить, хватает ли мотору бензина в режиме холостого хода. Если машина нормально едет и развивает мощность, значит хватает — ведь это наименее затратный по топливу режим. В таком случае ни вентиляция бензобака, ни бензонасос не при чем.

Если в процессе работы вы заметили, что топливная смесь слишком богатая или слишком бедная — нужно смотреть карбюратор. Показатели качества смеси по цвету свечного налета описаны выше, но опытные автолюбители могут различать насыщенность смеси на слух.

На обедненной смеси звук мотора сухой, а на обогащенной сочный, говорят еще: «движок бубнит в выхлопную трубу».

Предположим, что все хорошо, и двигатель неровно работает только без нагрузки. Тогда настраиваем систему холостого хода:

  1. Снимаем воздушный фильтр, при необходимости меняем
  2. На карбюраторе есть винт качества и винт количества. Первый отвечает за соотношение бензина и воздуха, второй — понятно из названия. Вращая винт количества, отрегулируем обороты вращения коленвала.
  3. Теперь винтом качества повышаем частоту. Вначале будем отпускать его, тогда смесь будет обогащаться, а обороты расти. В какой-то момент она перенасытится бензином, и обороты поползут вниз. Задача — найти наивысшую точку.
  4. Снова при помощи винта количества понизим обороты до нормальных.
  5. Потихоньку завинчиваем количество — обедняем. Как только почувствуется, что двигатель работает с перебоями пора остановиться и чуть добавить бензина, чтобы обороты были стабильными.
  6. Установив воздушный фильтр, подкорректируем настройки карбюратора и опережения зажигания.

Двигатель ВАЗ 2106

Карбюраторная топливная система обладает довольно низкой стабильностью особенно без нагрузки: износ, погодные условия, качество бензина. Она работает только на разряжении и не обеспечивает должной стабильности смесеобразования.

Принцип действия инжекторного ДВС

Инжекторный двигатель — более стабильная и экономичная система, которая не нуждается в постоянной настройке. Вместо несбалансированой по составу бензовоздушной смеси, которая за счет разряжения должна поступать в силовой агрегат (но не всегда это делает), цилиндры стали получать четко дозированное количество топлива: оно подается форсункой под давлением, а к нему — соответствующее количество всасываемого воздуха.

Система с одной форсункой на месте карбюратора называется моновпрыск, но разделенный впрыск гораздо эффективнее.

Бензин можно впрыскивать отдельно в каждый цилиндр, непосредственно перед впускным клапаном. Под давлением порядка 5 атмосфер топливо дробится в мельчайшую пыль, карбюратор с диффузорами такого результата добиться не способен. Также появилась возможность увеличить продолжительность продувки цилиндра: теперь она осуществляется воздухом, а не топливовоздушной смесью, и бензин не вылетает, в прямом смысле, в трубу.

Реализовать технологию удалось благодаря тому, что режимы силового агрегата начала контролировать электроника, а карбюраторе всем управляло разряжение.

Конструкция форсунки

В дизеле несколько иначе: там воздух подается всегда в полном объеме. Дизельное топливо горит в очень широких пределах соотношения с воздухом. А при использовании системы впрыска нужно регулировать количество топлива, воздуха и соотношение между ними (химически идеальным считается соотношение 14.7/1), это существенно увеличило количество датчиков, отслеживающих текущие параметры.

Электроника современного инжекторного двигателя получает данные от датчиков:

  • детонации;
  • кислорода;
  • положения коленчатого вала;
  • положения распределительного вала;
  • скорости;
  • температуры охлаждающей жидкости.

Вся информация передается на электронный блок управления (ЭБУ), который руководит процессом. Электронный мозг взял на себя и контроль над углом опережения зажигания (он, кстати, не допускает детонации, получая сигнал от соответствующего датчика).

Причины неустойчивой работы инжектора

Почти все, о чем говорилось в разделе о карбюраторном агрегате, справедливо для инжекторного: и про опору, и про свечи зажигания. Вот только трамблер взад-вперед уже не покрутишь, и холостые тоже. Вместо карбюратора теперь форсунки-инжекторы, или впрыскивающие клапана, они гораздо надежнее, но бывает тоже выходят из строя. Неровная работа двигателя может быть вызвана, в том числе и клапаном впрыска.

Топливные форсунки TD 2.7

Информация об отказе конкретной форсунки фиксируется в памяти ЭБУ. Инжектор может не открываться, или наоборот, лить топливо, а причину следует искать как в механической, так и в электрической части. Нарушение работы датчиков — частая причина, по которой наблюдается неустойчивая работа двигателя на холостом ходу инжектор может сбоить также из-за плохих контактов.

Неисправность инжектора обычно вызывает повышенный расход бензина.

Основные причины, почему неровно работает двигатель на холостых:

  • Подклинивает клапан холостого хода или дроссельная заслонка. Их механизмы могут засориться. Клапан холостого хода или регулятор холостого хода (РХХ) часто называют датчиком, но это не правильно. РХХ — это целое устройство с шаговым электродвигателем, который воздействует на конусную иглу.
  • Подсос лишнего воздуха может быть причиной нестабильной работы: возможно в подающей магистрали образовалась неплотность. Найти щель порой нелегко. Хорошо в этом помогает дымогенератор: дым нагнетается во впускной трубопровод и выходит через щели. Воздух попадает через клапан EGR и вакуумный усилитель тормозов. Также надо посмотреть датчик ДПДЗ (датчик положения дроссельной заслонки, которое определяется педалью газа). Автомеханики рекомендуют проверять его не тестером, а заменой на исправный.
  • Избыток картерных газов во всасывающей полости — еще одна причина нестабильной работы мотора: они обогащают смесь, а из-за этого плавают обороты.
  • Датчик массового расхода воздуха выходит из строя из-за влаги. ДМРВ измеряет подачу воздуха, если он передает на ЭБУ завышенные данные об оборотах холостого хода, то компьютер принимает неверные решения. При неисправности этого датчика наблюдается неустойчивая работа двигателя на холостом ходу, также иногда он может глохнуть.

Причины неровной работы агрегатов со впрыском чаще всего устраняются заменой деталей или обеспечением контакта.

Проверка форсунок дизельного двигателя

Инжекторные силовые установки гораздо меньше чем карбюраторные приспособлены для устранения неисправностей своими руками и имеют гораздо меньше доступных регулировок, но они и не особо нуждаются в ручной настройке. Технический прогресс неуклонно идет вперед, и уже появляются автомобили, в которых водители не открывают капот: для доливки омывающей жидкости — отдельный лючок, а масло до уровня пополнят на СТО. Например, на коробке регулятора холостого хода для Лады написано: «Внимание: никакой регулировки РХХ после установки не требуется».

Поделиться
Виктор Громов
Оцените автора
Добавить комментарий