Порядок и момент затяжки ГБЦ на ВАЗ 2109

порядок затяжки гбц ваз 2109 Двигатели

Порядок затяжки ГБЦ ВАЗ 2109, как и ВАЗ 2108, одинаков для всех модификаций двигателя и совсем не похож на аналогичный процесс для классических «Жигулей».

Когда и зачем необходимо затягивать болты ГБЦ

На девятую модель устанавливались однотипные карбюраторные моторы объемами 1,1, 1,3 и 1,5 л, а также полуторалитровый инжекторный ДВС ВАЗ 21093i, выдающий мощность 79 л. с. (это на 6 л. с. больше, чем карбюраторный прототип без буквы i на конце). По сравнению с моторами заднеприводных ВАЗов, новые двигатели отличаются предельно рациональной конструкцией, меньшим количеством деталей и технологичностью ремонта и обслуживания. Для затяжки болтов головки блока цилиндров (ГБЦ) также стали применять более прогрессивный метод угловой затяжки.
Затяжку болтов нужно проводить в следующих случаях:
• Для подтяжки крепежа. К ней обычно прибегают, если вблизи разъема головки и блок начала скапливаться влага, Если прокладка уже потекла, то процедура помогает редко, но шанс есть. Как правильно протянуть ГБЦ ВАЗ 2109 рассмотрим чуть дальше.
• В случае замены болта без снятия головки — если болт лопнул или растянулся, и герметичность узла оказалась под угрозой.
• При проведении ремонтных работ, связанных со снятием и установкой головки блока двигателя. Например, при замене изношенной прокладки ГБЦ, ремонте ГБЦ или замене колец.

Для замены и установки поршневых колец не обязательно обращаться в автосервис. Выполнить эту операцию своими руками под силу любому автомобилисту.

Комментарий эксперта
Дмитрий Сухов
Дмитрий Сухов
Инженер-механик. Автор статей об устройстве и ремонте автомобилей, особенностях и наладке ДВС, других машин и механизмов.
Задать вопрос
Утрата герметичности прокладки головки блока цилиндров происходит чаще всего из-за длительного срока службы. Крепежные болты в процессе эксплуатации растягиваются от напряжения, удлиняются и становятся менее упругими. Хорошо еще, если процесс идет равномерно. Но если сила сжатия ослабла в одном месте, ГБЦ деформируется, и подтяжкой крепежа уже не обойтись. Классический вариант деформации головки — это выгибание «домиком» посередине. Ускорить проявление неисправности могут перегрев, разморозка силового агрегата, детонация, высокие нагрузки, а также плохое качество деталей и расходных материалов. К перегреву Лады также бывает причастен термостат.

Как избежать повреждения прокладки ГБЦ и как диагностировать неисправность читайте в нашем материале.

Подготовка к работе

ГБЦ на ВАЗ 2109 можно устанавливать отдельно от распределительного вала, а можно в сборе с ним (как, впрочем, и с трамблером и даже с коллекторами). Конечно, удобно собрать весь узел на верстаке, но тем внимательнее следует быть при установке:
• Габаритная конструкция может случайно упереться в другие компоненты автомобиля.
• Щиток ремня ГРМ, приемная труба с ее кронштейном и коллекторные шпильки также требуют внимания.
• Когда головка уже стоит на блоке двигателя, но еще не прижата болтами, проверьте, не мешает ли что-то ее окончательной посадке.
• Подготовьте исправные болты. Они должны от руки заворачиваться в блок без повышенного сопротивления. Сравните их длину с максимально допустимой. При превышении допуска — замените.
• Проверьте головки болтов на предмет срыва внутренних шлицов под ключ.
• Резьбовую часть и торцы шайб смажьте тонким слоем моторного масла.

Длины болтов могут находиться в поле допуска, но при этом нежелательно, чтобы одни были как новые, а другие — на пределе. Такой разнобой проявится не сразу, но ускорит деформацию головки.

Совет эксперта
Дмитрий Сухов
Дмитрий Сухов
Инженер-механик. Автор статей об устройстве и ремонте автомобилей, особенностях и наладке ДВС, других машин и механизмов.
Посадочные отверстия под крепеж необходимо очистить, а на дне каналов не должно быть охлаждающей жидкости или масла. При упирании крепежа в жидкость, показания динамометрического ключа искажаются, и фактически болт получается недокрученным. Важно понять, что в этом случае на шкале динамометрического ключа отображается усилие, но возникает оно не вследствие поворота болта и сжатия прокладки, а из-за того, что болт уперся в жидкость. Реального обжатия и уплотнения прокладки не происходит, а значит неприятности не за горами.

Необходимые инструменты

Перед работой следует приготовить:
• набор слесарного инструмента (головки ключи и отвертки);
• плоскогубцы;
• динамометрический ключ;
• вороток;
• удлинитель с усиленной головкой под шестигранник 10 мм;
• шестигранник 10 мм;
• кордщетку;
• штангенциркуль;
• слесарный коловорот
• ветошь.
Из трех видов динамометрических ключей, в принципе, подойдет любой: электронный, стрелочный или со щелчком.
• Электронный инструмент точный, но дорогой. Ему нужны аккумуляторы или батарейки.
• Вполне можно затянуть болты любительским стрелочным. Хоть он и не такой точный, но по простоте и надежности ему нет равных. Ломаться нечему, так как нет даже ни одного шарнирного соединения. Кроме того, он показывает текущий момент затяжки. Это интересно, когда работаешь близко к предельным прочностным возможностям крепежа. Можно увидеть, как болт теряет упругость — при закручивании момент не растет, а наоборот падает. Но нам на 2109 это не нужно. А нужно точно отмерить момент на начальных этапах затяжки.
• Ключ со щелчком — оптимальный вариант для этих работ. Для ВАЗ 2109 хватит диапазона шкалы от 0 до 10 кгс•м. На рукояти этого ключа задается необходимый момент затяжки. Выставляем величину и начинаем пользоваться. Тянуть нужно равномерно, без рывков, придерживая левой рукой инструмент за его головку. Последнее нужно, чтобы обеспечить инструменту только напряжение вращения, без изгибов и перекосов. Работает он как обыкновенная трещотка, но по достижении заданного момента раздается щелчок — затяжку необходимо прекратить.

Используйте динамометрический ключ только для измерения момента. Это не слесарный инструмент, и срывать им заржавевший крепеж нельзя.

Многие автослесари утверждают, что чувствуют момент и без всяких средств измерений. Это возможно, и даже с большой точностью, но при малых значениях. С нарастанием момента, определять его все сложней, а при больших значениях совсем невозможно. Однако не так уж они неправы: пользуясь динамометрическим ключом, нужно постоянно контролировать его работу, сверяя с собственными ощущениями.
Практикующий специалист должен вовремя остановиться, если ключ не сработал вовремя, или сработал, по его мнению, преждевременно. Он должен понять, что либо с ключом что-то не то, либо бракованный болт растянулся.

протяжка ГБЦ на ВАЗ

Совет из практики
Федор Алексеев
Федор Алексеев
Специалист автосервиса, автослесарь.
В завершении подготовительного этапа рекомендуется класть схему затяжки болтов ГБЦ перед собой. Не сзади, на верстаке (так можно ошибиться), а перед глазами. Нарисованная головка должна быть параллельна реальной, тогда вы точно не перепутаете порядок затяжки ГБЦ ВАЗ 2109.

Схема затяжки, этапы и угол поворота, момент затяжки ГБЦ ВАЗ 2109

Как отмечалось в начале статьи, обтяжка головки блока цилиндров ВАЗ 2109 принципиально отличается от классических моделей. Она состоит из четырех этапов, два последних из которых выполняются не динамометрическим ключом, а обычным воротком (длинным и прочным).

Почему окончательную затяжку головки блока цилиндров ВАЗ 2109 проводят по углу поворота

Для равномерного уплотнения прокладки головку блока цилиндров необходимо равномерно прижать в каждой точке и приблизить на одно и то же расстояние. Значит, каждый болт должен быть вкручен на одну и ту же величину, на одно количество оборотов. В идеальных условиях момент затяжки пропорционален этому углу. Но сила сопротивления отдельных болтов может отличаться при сильном нагружении крепежа. Вот почему равномерность деформации прокладки определяется по углу поворота ключа.

Равномерно прижатая к блоку ГБЦ — залог продолжительной службы соединения.

Порядок затяжки ГБЦ ВАЗ 2109 8 клапанов поэтапно

Затяжка болтов ГБЦ на ВАЗ 2109 производится на холодном двигателе. Последовательность затяжки болтов строго определяется заводской документацией.
Последовательность одинакова для всех этапов затяжки. Демонтаж болтов головки блока происходит согласно схеме, но в обратной последовательности.
Предварительно смазанные болты закрутите. Удобно использовать слесарный коловорот. Не применяйте электро и пневмоинструмент: случайно возникшее сопротивление необходимо почувствовать рукой.
• этап 1 — 20 Н•м (2 кгс•м.);
• этап 2 — 70,8–87,4 Н•м (7,08–8,74 кгс•м.);
• этап 3 — доворот на 90 градусов;
• этап 4 — доворот на 90 градусов.

Если возникла потребность просто подтянуть крепеж ГБЦ девятки без замены прокладки, его необходимо постепенно и равномерно расслабить, соблюдая обратный порядок протяжки ГБЦ ВАЗ 2109 (лучше не до нуля). Затем, в соответствии с инструкцией, производится процедура подтяжки.

Поделиться
Дмитрий Сухов
Дмитрий Сухов

Инженер-механик. Автор статей об устройстве и ремонте автомобилей, особенностях и наладке ДВС, других машин и механизмов.

Оцените автора
Добавить комментарий

*

code

На девятую модель устанавливались однотипные карбюраторные моторы объемами 1,1, 1,3 и 1,5 л, а также полуторалитровый инжекторный ДВС ВАЗ 21093i, выдающий мощность 79 л. с. (это на 6 л. с. больше, чем карбюраторный прототип без буквы i на конце). По сравнению с моторами заднеприводных ВАЗов, новые двигатели отличаются предельно рациональной конструкцией, меньшим количеством деталей и технологичностью ремонта и обслуживания. Для затяжки болтов головки блока цилиндров (ГБЦ) также стали применять более прогрессивный метод угловой затяжки.
Затяжку болтов нужно проводить в следующих случаях:
• Для подтяжки крепежа. К ней обычно прибегают, если вблизи разъема головки и блок начала скапливаться влага, Если прокладка уже потекла, то процедура помогает редко, но шанс есть. Как правильно протянуть ГБЦ ВАЗ 2109 рассмотрим чуть дальше.
• В случае замены болта без снятия головки — если болт лопнул или растянулся, и герметичность узла оказалась под угрозой.
• При проведении ремонтных работ, связанных со снятием и установкой головки блока двигателя. Например, при замене изношенной прокладки ГБЦ, ремонте ГБЦ или замене колец.
ГБЦ на ВАЗ 2109 можно устанавливать отдельно от распределительного вала, а можно в сборе с ним (как, впрочем, и с трамблером и даже с коллекторами). Конечно, удобно собрать весь узел на верстаке, но тем внимательнее следует быть при установке:
• Габаритная конструкция может случайно упереться в другие компоненты автомобиля.
• Щиток ремня ГРМ, приемная труба с ее кронштейном и коллекторные шпильки также требуют внимания.
• Когда головка уже стоит на блоке двигателя, но еще не прижата болтами, проверьте, не мешает ли что-то ее окончательной посадке.
• Подготовьте исправные болты. Они должны от руки заворачиваться в блок без повышенного сопротивления. Сравните их длину с максимально допустимой. При превышении допуска — замените.
• Проверьте головки болтов на предмет срыва внутренних шлицов под ключ.
• Резьбовую часть и торцы шайб смажьте тонким слоем моторного масла.
Перед работой следует приготовить:
• набор слесарного инструмента (головки ключи и отвертки);
• плоскогубцы;
• динамометрический ключ;
• вороток;
• удлинитель с усиленной головкой под шестигранник 10 мм;
• шестигранник 10 мм;
• кордщетку;
• штангенциркуль;
• слесарный коловорот
• ветошь.
Из трех видов динамометрических ключей, в принципе, подойдет любой: электронный, стрелочный или со щелчком.
• Электронный инструмент точный, но дорогой. Ему нужны аккумуляторы или батарейки.
• Вполне можно затянуть болты любительским стрелочным. Хоть он и не такой точный, но по простоте и надежности ему нет равных. Ломаться нечему, так как нет даже ни одного шарнирного соединения. Кроме того, он показывает текущий момент затяжки. Это интересно, когда работаешь близко к предельным прочностным возможностям крепежа. Можно увидеть, как болт теряет упругость — при закручивании момент не растет, а наоборот падает. Но нам на 2109 это не нужно. А нужно точно отмерить момент на начальных этапах затяжки.
• Ключ со щелчком — оптимальный вариант для этих работ. Для ВАЗ 2109 хватит диапазона шкалы от 0 до 10 кгс•м. На рукояти этого ключа задается необходимый момент затяжки. Выставляем величину и начинаем пользоваться. Тянуть нужно равномерно, без рывков, придерживая левой рукой инструмент за его головку. Последнее нужно, чтобы обеспечить инструменту только напряжение вращения, без изгибов и перекосов. Работает он как обыкновенная трещотка, но по достижении заданного момента раздается щелчок — затяжку необходимо прекратить.
Многие автослесари утверждают, что чувствуют момент и без всяких средств измерений. Это возможно, и даже с большой точностью, но при малых значениях. С нарастанием момента, определять его все сложней, а при больших значениях совсем невозможно. Однако не так уж они неправы: пользуясь динамометрическим ключом, нужно постоянно контролировать его работу, сверяя с собственными ощущениями.
Практикующий специалист должен вовремя остановиться, если ключ не сработал вовремя, или сработал, по его мнению, преждевременно. Он должен понять, что либо с ключом что-то не то, либо бракованный болт растянулся.
Затяжка болтов ГБЦ на ВАЗ 2109 производится на холодном двигателе. Последовательность затяжки болтов строго определяется заводской документацией.
Последовательность одинакова для всех этапов затяжки. Демонтаж болтов головки блока происходит согласно схеме, но в обратной последовательности.
Предварительно смазанные болты закрутите. Удобно использовать слесарный коловорот. Не применяйте электро и пневмоинструмент: случайно возникшее сопротивление необходимо почувствовать рукой.
• этап 1 — 20 Н•м (2 кгс•м.);
• этап 2 — 70,8–87,4 Н•м (7,08–8,74 кгс•м.);
• этап 3 — доворот на 90 градусов;
• этап 4 — доворот на 90 градусов.