Как избежать повреждения прокладки ГБЦ и определить неисправность

прокладка ГБЦ Двигатели

Прокладка ГБЦ устанавливается на стыке блока цилиндров и его головки. Уплотнение находится в зоне камеры сгорания, на уровне днища поршня в положении верхней мертвой точки. Именно там происходят наиболее интенсивные процессы рабочего цикла: температура и давление достигают максимума. Рабочие газы давят на головку, а температурные перепады стремятся ее деформировать. Для обеспечения герметичности соединения и устанавливается прокладка блока цилиндров.

Какими бывают прокладки головки блока цилиндров

Прокладка ГБЦ обеспечивает герметичность рабочих цилиндров, систем смазки и охлаждения. Современные прокладки бывают металлические и неметаллические. К последним относятся асбестовые и безасбестовые.

Асбест — токсичный материал, который постепенно уходит в прошлое, тем более, что современные уплотнители превосходят его по многим показателям и обеспечивают больший срок службы. Для их производства применяется каучук или синтетическое полотно.

Популярны и перспективны металлические прокладки. Они делаются из стального или медного листа, с использованием специального уплотнительного покрытия и равномернее, чем остальные, распределяют нагрузку на сопрягаемые детали.

Как монтируется прокладка ГБЦ

Не только материал прокладки в ответе за герметичность двигателя. Успешное функционирование соединения обеспечивается качеством изделия и правильным обжатием крепежа в соответствии с выверенной схемой и моментами затяжки.

Момент затяжки болтов ГБЦ

Суть установки ГБЦ состоит в том, чтобы стянуть между собой две ровные поверхности — головки и блока цилиндров. Технология проведения работ описана в рабочей документации. Инструкция содержит:

  • Нормы отклонений от прямолинейности головки и блока. Обычно для замера кривизны поверхности применяется жесткое правило, которое устанавливается на поверхность ГБЦ. Между ним и головкой просовывают предельно допустимый по толщине щуп. Если он проходит, значит деталь искривлена и ее поверхность требуется фрезеровать.
  • Последовательность затяжки болтов (рисунок-схема), этапы и величина момента затяжки. Основной принцип затяжки — от центра к периферии. Обжатие проводится в несколько этапов, на каждом из которых задается момент затяжки. Обычно он измеряется при помощи динамометрического ключа, которым и производится обжатие. Однако, при ремонте современных двигателей все больше используется угловое измерение момента затяжки.
  • Требования по замене крепежа. Часто производитель предписывает менять болты при каждой установке. Иногда указываются нормы дефектации — например, болт измеряют по длине и сравнивают с предельно допустимой. При превышении норматива деталь заменяют. Бывает, что в качестве критерия выбирается сечение цилиндрической части болта и указывается минимально разрешенный диаметр. Иногда допускается и использование крепежа несколько раз. В этом случае при установке, механик, делающий ремонт, должен маркировать болт кернением. После четвертого (например) кернения производят замену.
  • Минимально допустимая толщина ГБЦ. При каждом фрезеровании поверхности с головки блока цилиндров снимается слой металла и деталь становится тоньше. Это приводит к уменьшению камеры сгорания и повышению степени сжатия. Могут быть и другие причины ограничить допуск по высоте изделия, но именно увеличение степени сжатия делает мотор более напряженным и склонным к детонации.
  • Прочие технические условия. ТУ может быть много. Например, при осмотре головки изготовитель может разрешить к эксплуатации ГБЦ, имеющую трещины в определенных зонах и конкретной длины. Также указывается время выдержки после каждого этапа закручивания болтов, необходимость повторного обжатия через 1000 км, проверка затяжки контрольным моментом и так далее.

Почему происходит повреждение детали

Чаще всего прокладка ГБЦ выходит из строя по двум причинам:

  1. Несоблюдение технологии, предписанной в руководящей документации (например, пренебрежение использованием динамометрического ключа или установка старого крепежа). Легкомысленное отношение к исправлению кривизны поверхности тоже к хорошему не ведет — если установить кривую ГБЦ на блок, прокладка потечет не сразу, а может быть и в отдаленном будущем. Деталь, установленная таким образом, прослужит обязательно меньше, чем могла бы.
  2. Неправильная эксплуатация — также частая причина, по которой возникает пробой прокладки ГБЦ. В первую очередь, это перегрев или даже постоянная езда с предельной температурой. Заливать холодную охлаждающую жидкость при закипании антифриза в раскаленный двигатель — недопустимо: это ведет к выходу из строя ГБЦ, а вместе с ней и прокладки. Неправильная настройка или неисправность системы зажигания, либо топливной аппаратуры приводит к нарушению температурного режима и детонации. Постоянная езда в форсированном режиме, перегрузка или применение бензина, не соответствующего по октановому числу техническим характеристикам также наносят вред детали.

Еще одна веская причина прогара или пробоя прокладки — брак запчастей.

Признаки пробитой прокладки головки блока цилиндров

Дефектные элементы подразделяют на прогоревшие и пробитые. Считается, что пробитая прокладка — это более общее понятие, а прогоревшая — это та, которая утратила свои уплотняющие свойства в результате воздействия раскаленных газов. Это вполне правомерно, но практически суть неисправности и ремонт сводятся к одному: деталь потеряла герметичность и требует замены. Определить тип повреждения прокладки ГБЦ можно по сопутствующим ему признакам.

Масло или антифриз вытекают наружу

Перед тем, как исправить неполадку, убедитесь, что течет именно из-под головки, а, например, не из-под клапанной крышки. Течи лечат сверху вниз. Уровень масла и наличие в нем антифриза или эмульсии проверяются обязательно.

Потеки масла из-под болта на двигателе

Вода (или охлаждающая жидкость) пошла в масло

Типичные симптомы неисправности:

  • Падение уровня в расширительном бачке.
  • Образование водомасляной эмульсии (она появляется сначала на крышке маслозаливной горловины, потом на щупе).
  • Увеличение уровня масла.
  • Может наблюдаться парение из выхлопной трубы или из сапуна, если его отсоединить.

Если дать машине постоять длительное время, вода отстоится и соберется возле пробки поддона, а при ее откручивании сразу польется наружу.

Вода пошла в цилиндр

Газы в камере сгорания прожгли металлическое кольцо прокладки и прорвались в полость рубашки блока. При этой неисправности вода и газы взаимно проникают друг в друга:

  1. В расширительном бачке булькает, а если открыть его пробку или горловину радиатора — пахнет гарью.
  2. Свеча зажигания дефектного цилиндра чистая, как новая.
  3. При пуске уровень в расширительном бачке поднимается, так как газы идут в рубашку охлаждения.
  4. При выключении зажигания вода уходит в цилиндр и уровень падает, а в процессе работы он нестабилен.
  5. Появляется выхлоп белого цвета.
  6. В зависимости от количества охлаждающей жидкости и состояния цилиндро-поршневой группы, вода из цилиндра через лабиринт колец просачивается в поддон, где попадает в масло. Далее, в процессе работы мотора, она смешивается со смазкой, образуя эмульсию.
  7. Мотор может работать неравномерно.
  8. При недостаточном уровне охлаждающей жидкости температура двигателя будет расти, а печка работать все слабее. В салоне похолодает.

Если в машине вдруг резко стало холодно, а температура двигателя при этом растет, значит охлаждающей жидкости не хватает для работы печки. Возможно пробило прокладку ГБЦ. Причины могут быть и иными. В любом случае требуется хотя бы первичная проверка прокладки ГБЦ.

Масло пошло в воду

Неисправность, которая встречается реже других. Для того чтобы это произошло, нужно чтобы подающий масляный канал соединился с зарубашечным пространством. Площадь его очень мала по сравнению с размерами отверстий под цилиндры или полости системы охлаждения. Кроме того, он часто снабжен металлическим кольцом. Таким образом, вероятность его участия невелика. И все же случается, что масло идет в воду. Появления масляной пленки следует ждать в расширительном бачке.

Переход газов из цилиндра в цилиндр

Если между цилиндрами прогорела прокладка ГБЦ, газы перетекают из одного цилиндра в другой. Обычно это случается между вторым и третьим (посередине головки блока, где искривленная поверхность приподнимается и прилегает хуже всего). Неисправность характеризуется потерей компрессии, нарушением равномерности работы и ухудшением пуска.

Можно ли ездить с пробитой прокладкой ГБЦ

Эксплуатировать автомобиль с этой неисправностью нельзя. Если требуется немного времени, чтобы доехать до автомастерской, то исходить нужно из конкретной ситуации. В первую очередь проверка прокладки ГБЦ подразумевает осмотр состояния масла и охлаждающей жидкости. Например, если смазка из-под прокладки просто выходит наружу, то при незначительном подтекании на свой страх и риск доехать можно — главное, чтобы уровень масла не упал ниже минимума. Но нужно понимать, что проблема может получить развитие и вода (например) зальет картер, или течь увеличится, и масло вытечет полностью.

Ехать с эмульсией в поддоне нельзя — это приведет к ускоренному износу вкладышей коленчатого вала и его шатунных и опорных шеек. Возможен выход коленвала из строя — «стуканет движок» — как говорят в народе.

Езда без охлаждающей жидкости или с ее нехваткой недопустима: это приводит к повреждению цилиндро-поршневой группы. Поршни будут заклинивать во втулках цилиндров, образуя глубокие задиры. При последующем ремонте можно не вписаться даже в последний ремонтный размер, и нужно будет делать перегильзовку или заменять блок.

Расточка блока цилиндров

Многие автолюбители спрашивают: как проверить прокладку ГБЦ со стопроцентной уверенностью, не разбирая мотора. В этой статье мы разобрались почему пробивает прокладку ГБЦ. Правильная установка и эксплуатация детали поможет избежать ее повреждения. Указанные способы, как определить пробитую прокладку ГБЦ позволят идентифицировать поломку.

Основные признаки прогоревшей, пробитой прокладки ГБЦ не указывают точно на эту неисправность.

Искать дефект следует по совокупности показателей (например, попадание воды в масло может быть вызвано и трещиной головки). Однако, указанные симптомы позволят принять решение о необходимости демонтажа головки блока.

Поделиться
Александр Петренко
Александр Петренко

Автолюбитель с многолетним стажем. Имею опыт работы в автосервисе и автоподборе.

Оцените автора
Добавить комментарий