Торможение двигателем в разных дорожных ситуациях

Автомобиль на серпантине Двигатели

Торможение двигателем — это один из режимов замедления движения машины. Применяется он далеко не всегда, но помогает водителям в основном на скользкой трассе, при затяжных спусках, на горном серпантине. Главное достоинство метода — предотвращение блокировки колес.

Что такое торможение двигателем

Этот режим предполагает снижение скорости авто за счет поглощения его инерции сопротивлением силового агрегата. Если сбросить педаль газа при включенной передаче, работа машины меняется до наоборот: не мотор передает крутящий момент на ведущие колеса, а колеса крутят мотор, преодолевая его сопротивление.

Методика может применяться на машинах с любым приводом.

Этот способ торможения известен еще с тех времен, когда автомобили не оборудовались антипробуксовочными системами (ABS). Но и теперь, когда за устойчивостью транспорта на заданном курсе следит современное оборудование, торможение силовой установкой не утратило своей актуальности. В различных дорожных ситуациях водитель должен делать правильный выбор режима замедления транспортного средства – от этого зависит не только его безопасность, но и сохранность тормозной системы.

Эффективность торможения двигателем

Рассмотрим, насколько эффективно будет замедление на разных скоростях. Сопротивление мотора зависит от частоты вращения коленчатого вала. Для любых скоростей ее диапазон одинаков. Таким образом, мы имеем равное максимальное усилие торможения при любой скорости движения.

С другой стороны — энергия движущегося автомобиля. Она складывается из текущего усилия мотора и силы инерции машины. Последняя зависит от массы и скорости. Получается, что при торможении мотором при разных скоростях, мы прилагаем одинаковую тормозящую силу.

Вывод: при сбрасывании скорости за счет педали газа, энергия торможения в процентном отношении к энергии движущегося автомобиля убывает с возрастанием скорости.

Как правильно тормозить двигателем

Конечно, водитель должен действовать сообразно дорожной обстановке, но в общем случае на больших скоростях не лишним будет помочь мотору обычным тормозом.

Самое простое начало замедления — снять ногу с педали газа: машина сразу начнет сбрасывать скорость. Так, подъезжая к светофору опытный водитель определяет на глаз, следует ли ему ехать накатом, или сбросить акселератор при включенной передаче. Во втором случае машина замедляется интенсивно, но плавно. Чтобы остановить машину в самом конце пути придется воспользоваться штатной тормозной системой. Способ можно комбинировать с нажатием на педаль тормоза.

Двигаясь на повышенной передаче (5 или 6) постарайтесь побыстрее включить 3-ю. Торможение 5-й и 4-й передачами на больших скоростях малоэффективно.

Как тормозить двигателем на механике

Торможение двигателем на автомобиле с механической коробкой передач требует определенных навыков. Новичкам трудно приспособиться менять передачи наоборот, но все решается тренировками. Для упрощения переключения многие водители рекомендуют делать так называемую «перегазовку» — это щадящий режим, который позволяет экономить ресурс мотора и трансмиссии. Нужно при переходе низшую передачу дважды нажать на газ. Алгоритм перегазовки:

  1. Выжим сцепления.
  2. Повышение оборотов.
  3. Переход на нейтральное положение.
  4. Повышение оборотов.
  5. Включение пониженной скорости.

С опытом приходит чувство баланса между двигателем, механической коробкой передач, скоростью и органами управления. Весь силовой агрегат плавно переходит с одной передачи на другую, как в сторону повышения, так и в обратном порядке.

А вот снижаться сразу через несколько передач (например, с пятой на вторую) вредно для мотора и коробки. Если режим используется из-за того, что отказали тормоза, то произвести полную остановку машины можно с помощью ручного тормоза, а также выключив зажигание на первой передаче. Но это экстренный метод остановки: таким образом, мотор снижает обороты ниже холостых под нагрузкой.

На такой частоте вращения коленвала, давление масла незначительное, и есть угроза сухого трения подшипников скольжения и шеек коленчатого вала.

Тормозим на АКПП

На классическом гидротрансформаторе все проще — на то он и автомат. Нужно переключить коробку в ручной режим (М — Manual) и затем совершать переключения передач на пониженные. Коробка-автомат не позволит прыгнуть через передачу.

Коробка-автомат

На современных машинах с управлением Tip Tronic нужно постепенно переводить трансмиссии на пониженные передачи, нажимая на минус, обязательно с некоторой выдержкой.

В общем случае на АКПП нужно изучить инструкцию по эксплуатации. Некоторые автоматические коробки не имеют ручного режима. На вариаторе может быть предусмотрено отключаемое торможение двигателем, причем в нескольких уровнях. Есть мнение, что этот режим увеличивает расход бензина и ухудшает динамику. Поэтому некоторые водители его отключают.

Торможение на электромобилях и гибридах.

На автомобилях, имеющих тяговые электродвигатели и питающие их высоковольтные аккумуляторные батареи, применяется торможение силовым агрегатом с рекуперацией энергии. Когда нужно снизить скорость автомобиля обратимый электромотор работает в качестве генератора, отдавая энергию обратно в аккумулятор. Это приводит к значительной экономии энергии. Кроме того, ездить становится невероятно комфортно.

Существует, так называемый режим езды в одну педаль, т. е. педалью тормоза можно практически не пользоваться: достаточно убрать ногу с газа, и машина сразу начнет замедляться.

При плавной езде можно даже часами ездить по городу, не прикасаясь к педали тормоза. Уровень рекуперации регулируемый, и настраивается обычно подрулевыми лепестками. Рекуперацию можно полностью отключить. Параллельно существует, конечно, и классическая тормозная система, но о замене колодок и дисков обладатели электрокаров могут практически забыть.

Электрокар

Два слова о дизеле

На дизельном двигателе в режиме замедления топливо отключится точно так же, как и на инжекторе. Сопротивление мотора составляет такт сжатия, а также насосные ходы двигателя (всасывание и сжатие). Степень сжатия на дизеле в полтора раза больше, но его обороты обычно ограничены 4000 об/мин.

Дизельный двигатель будет тормозить резче, чем бензиновый, если они будут находиться на одной частоте вращения. Однако, скорость вращения дизеля меньше, не стоит ее превышать — обратная нагрузка с завышенной частотой для него точно не лучший вариант.

Комбинированный метод торможения

Рассмотрим, что значит комбинированный способ. Торможение двигателем помогает избежать заносов, повышает безопасность, но не является средством быстрой остановки. Речь скорее идет о постепенном замедлении. Когда необходимо ускорить остановку или замедление, нужно задействовать стандартную тормозную систему. При этом следует помнить, что трансмиссия подключена специально, чтобы не уйти в занос и не блокировать колеса.

Самое эффективное замедление — на пределе скольжения.

Как правильно тормозить двигателем в повороте

Если вы не успели сбросить скорость и возник риск заноса, находясь в повороте, постарайтесь сделать это максимально плавно. Не применяйте резкое торможение. Не переключайтесь – в этой ситуации нельзя разобщать мотор с коробкой передач. При необходимости применяйте комбинированный метод, но не допускайте блокировки колес.

Применение метода на спусках

На затяжных спусках использование штатной тормозной системы чревато перегревом ее компонентов. Колодки и диски разогреваются докрасна, что может вызвать неисправность тормозов. Поэтому ограничение скорости при помощи силового агрегата — правильное решение.

Торможение машины

Опытные водители рекомендуют спускаться под уклон на той же передаче, на которой преодолевается этот подъем на пути вверх.

Достоинства и недостатки торможения двигателем

Первое достоинство — в самом предназначении метода. На гололеде или мокром покрытии, он надежно уберегает автомобиль от заноса. Ведь в некоторых ситуациях с этим не справляются и ABS. Другие плюсы торможения двигателем:

  • Движение в горах происходит всегда с включенной передачей. Это обеспечивает не только хорошую курсовую устойчивость, но и экономит колодки и диски — элементы штатной тормозной системы на серпантине подвержены перегреву.
  • В городе можно экономить топливо, поскольку в этом режиме его подача в двигатель отключается.
  • Это выход в аварийной ситуации. Если тормоза полностью вышли из строя, или тормозная жидкость вытекает при каждом нажатии на педаль, а может оборвало накладку колодки и при выжиме тормоза слышится невероятный скрежет, важно не забыть, что можно тормозить двигателем.

Основной недостаток метода — это износ силового агрегата. Обратные нагрузки не желательны для мотора и коробки передач.

Если не трогать педаль тормоза, естественно, что стоп-сигналы загораться не будут. Это снижает безопасность на дороге.

Поэтому, если вы не хотите в конкретном случае пользоваться стандартной тормозной системой, нажмите на педаль тормоза почти символически, чтобы дать понять сзади идущим машинам о своих намерениях. Можно кратковременно поморгать водителям стопами, либо включить аварийную сигнализацию.

Для правильного использования этой методики недостаточно понять, что значит тормозить двигателем или разобраться, как правильно тормозить двигателем на механике и других видах трансмиссии. Необходимо обязательно применять теоретические знания на практике, чтобы довести процесс до автоматизма.

Поделиться
Виктор Громов
Оцените автора
Добавить комментарий