Тормозная система — принцип устройства и правила ухода

Тормоз Обслуживание | ремонт

Тормоза это один из основных элементов транспортного средства. Они позволяют контролировать скорость автомобиля и оказывают огромное влияние на нашу безопасность, поэтому необходимо на постоянной основе проверять их состояние.

Устройство тормозной системы

Эффективность тормозов — ключевой вопрос, на который должен обратить внимание каждый водитель. Речь идет не о комфорте вождения, а о чем-то более важном — о нашей безопасности и безопасности остальных участников дорожного движения. Во избежание сложных дорожных ситуаций следует часто осматривать тормозную систему, и контролировать её состояние. Кроме замены основных элементов, то есть дисков и колодок, стоит также проверять уровень и состояние тормозной жидкости, а также осматривать состояние тормозных шлангов.

Тормозная система автоТормозная система

Тормозная система не слишком сложная, и состоит из нескольких основных элементов.

Главный цилиндр — важнейшая часть системы, отвечающая за создание соответствующего давления тормозной жидкости, чаще всего находится в бачке, расположенном непосредственно над ним. В большом количестве легковых автомобилей насос состоит из двух контуров, которые в случае потери давления, например, из-за повреждения тормозного шланга, обеспечивает лишь частичное срабатывание тормозов.

Усилитель тормозов — расположен в начале системы, за педалью тормоза и расширительным бачком. Эта часть имеет характерное внешнее строение – она напоминает плоскую банку. В тормозной системе он регулирует тормозное усилие, действуя как «усилитель тормозов». Сервопривод включается только при запуске двигателя и этот момент легко заметить, тогда происходит явное «смягчение тормоза». Отсутствие его работы может ощущаться, например, при буксировке, где педаль тормоза тугая при выключенном двигателе.

Насос АБС – элемент системы АБС, обеспечивающий отсутствие блокировки колес при торможении. При торможении датчики ABS постоянно проверяют скорость, с которой движется каждое колесо. Если какой-либо из них начинает вращаться медленнее, контроллер воспринимает это как проскальзывание. Так он подает сигнал на насос АБС, который снижает давление тормозной жидкости в этом колесе, что снижает тормозное усилие в нем. На старых автомобилях с одним датчиком схема такая же, за исключением того, что насос снижает давление тормозной жидкости во всей системе одновременно.

Тормозные шланги – это шланги, по которым тормозная жидкость транспортируется к суппортам. Мы различаем жесткие шланги, которые обычно изготавливаются из стали, и гибкие (резиновые) шланги.

Тормозные суппорты – крепятся к поворотному кулаку и сюда же крепятся тормозные колодки. Поршень является важным элементом суппортов, который под действием повышенного давления тормозной жидкости выдвигается, прижимая колодки к диску, в результате чего происходит торможение. Тормозные суппорта работают в тяжелых условиях (высокая температура, большое количество грязи) и иногда выходят из строя. Это сказывается, в первую очередь, на работе колодок, а значит, и на более слабом торможении. Характерными признаками поврежденного суппорта являются: вибрация педали тормоза и увод автомобиля в сторону при торможении.

Диски и колодки – это самые популярные элементы тормозной системы. Диски крепятся к ступице колеса и в зависимости от качества материалов выдерживают пробег 50000-80000 км. Блоки менее устойчивы и подвержены износу и требуют замены через 20000-40000 км.

Гидравлические тормозные системы, то есть те, которые можно найти практически в каждом легковом автомобиле, основаны на так называемом законе Паскаля. Он гласит, что если на жидкость в замкнутой системе действует внешнее давление, то давление во всем резервуаре везде одинаково и равно внешнему давлению.Тормозная система в разборе

Говоря менее профессионально, нажимая на педаль тормоза, мы увеличиваем циркулирующее в системе тормозной жидкости давление, которое своим усилием заставляет поршень в суппорте выдвигаться и таким образом прижимать колодки к тормозным дискам. В этот момент возникает трение, заставляющее колеса автомобиля вращаться медленнее.

Обслуживание тормозной системы

Лучшее решение – регулярно проверять тормоза каждые 15000-20000 км и заменять в срок все комплектующие тормозной системы. Вам могут пригодиться следующие советы:

  • При осмотре необходимо проверять все тормозные шланги, чтобы убедиться, что ни один из них не ломкий (в случае резиновых) и не проржавел (в случае жестких). Обратите внимание на металлические концы шлангов — если они сильно заржавели, то могут стать причиной потери давления в системе и утечки жидкости.
  • Обращайте внимание на общее состояние и качество тормозных дисков и колодок. Условно можно считать, что диски мы меняем каждые 50-80 тысяч км, а блоки каждые 20-40 тысяч км. Однако к этим срокам следует относиться условно, ведь многое зависит от качества используемых тормозных деталей.
  • Отслеживайте уровень тормозной жидкости и при необходимости восполняйте её недостаток средством тех же параметров. Тормозную жидкость во всей системе меняем не чаще, чем раз в 2 года или после пробега 40-60 тысяч километров. Следует помнить, что это гигроскопичное лакомство, то есть хорошо впитывающее влагу. Вода влияет на качество жидкости и значительно снижает ее температуру кипения – ухудшает эффективность торможения и может привести к очень опасной ситуации – закипанию тормозной жидкости.
  • При замене тормозной жидкости не забудьте прокачать всю систему.
  • При замене колодок и дисков тщательно очистите тормозные суппорты и поршень. Помните, что новый блок должен свободно устанавливаться на место, без распиливания или постукивания по нему.
  • При наличии барабанных тормозов на задней оси обслуживание можно проводить чуть реже, ведь они выдерживают пробег 100–120 тысяч км. В основном это связано с тем, что доля задних тормозов при торможении относительно невелика и основной вклад в остановку автомобиля вносят тормоза на передней оси, где барабаны отсутствуют. Несмотря на высокую долговечность, мы рекомендуем вам проверять состояние барабанных тормозов каждый 30000 км.Тормоз
Поделиться
Александр Субботин

Автожурналист, редактор сайта autodvs.ru.

Оцените автора
Adblock
detector