Тормоза это один из основных элементов транспортного средства. Они позволяют контролировать скорость автомобиля и оказывают огромное влияние на нашу безопасность, поэтому необходимо на постоянной основе проверять их состояние.
Устройство тормозной системы
Эффективность тормозов — ключевой вопрос, на который должен обратить внимание каждый водитель. Речь идет не о комфорте вождения, а о чем-то более важном — о нашей безопасности и безопасности остальных участников дорожного движения. Во избежание сложных дорожных ситуаций следует часто осматривать тормозную систему, и контролировать её состояние. Кроме замены основных элементов, то есть дисков и колодок, стоит также проверять уровень и состояние тормозной жидкости, а также осматривать состояние тормозных шлангов.
Тормозная система не слишком сложная, и состоит из нескольких основных элементов.
Главный цилиндр — важнейшая часть системы, отвечающая за создание соответствующего давления тормозной жидкости, чаще всего находится в бачке, расположенном непосредственно над ним. В большом количестве легковых автомобилей насос состоит из двух контуров, которые в случае потери давления, например, из-за повреждения тормозного шланга, обеспечивает лишь частичное срабатывание тормозов.
Усилитель тормозов — расположен в начале системы, за педалью тормоза и расширительным бачком. Эта часть имеет характерное внешнее строение – она напоминает плоскую банку. В тормозной системе он регулирует тормозное усилие, действуя как «усилитель тормозов». Сервопривод включается только при запуске двигателя и этот момент легко заметить, тогда происходит явное «смягчение тормоза». Отсутствие его работы может ощущаться, например, при буксировке, где педаль тормоза тугая при выключенном двигателе.
Насос АБС – элемент системы АБС, обеспечивающий отсутствие блокировки колес при торможении. При торможении датчики ABS постоянно проверяют скорость, с которой движется каждое колесо. Если какой-либо из них начинает вращаться медленнее, контроллер воспринимает это как проскальзывание. Так он подает сигнал на насос АБС, который снижает давление тормозной жидкости в этом колесе, что снижает тормозное усилие в нем. На старых автомобилях с одним датчиком схема такая же, за исключением того, что насос снижает давление тормозной жидкости во всей системе одновременно.
Тормозные шланги – это шланги, по которым тормозная жидкость транспортируется к суппортам. Мы различаем жесткие шланги, которые обычно изготавливаются из стали, и гибкие (резиновые) шланги.
Тормозные суппорты – крепятся к поворотному кулаку и сюда же крепятся тормозные колодки. Поршень является важным элементом суппортов, который под действием повышенного давления тормозной жидкости выдвигается, прижимая колодки к диску, в результате чего происходит торможение. Тормозные суппорта работают в тяжелых условиях (высокая температура, большое количество грязи) и иногда выходят из строя. Это сказывается, в первую очередь, на работе колодок, а значит, и на более слабом торможении. Характерными признаками поврежденного суппорта являются: вибрация педали тормоза и увод автомобиля в сторону при торможении.
Диски и колодки – это самые популярные элементы тормозной системы. Диски крепятся к ступице колеса и в зависимости от качества материалов выдерживают пробег 50000-80000 км. Блоки менее устойчивы и подвержены износу и требуют замены через 20000-40000 км.
Гидравлические тормозные системы, то есть те, которые можно найти практически в каждом легковом автомобиле, основаны на так называемом законе Паскаля. Он гласит, что если на жидкость в замкнутой системе действует внешнее давление, то давление во всем резервуаре везде одинаково и равно внешнему давлению.
Говоря менее профессионально, нажимая на педаль тормоза, мы увеличиваем циркулирующее в системе тормозной жидкости давление, которое своим усилием заставляет поршень в суппорте выдвигаться и таким образом прижимать колодки к тормозным дискам. В этот момент возникает трение, заставляющее колеса автомобиля вращаться медленнее.
Обслуживание тормозной системы
Лучшее решение – регулярно проверять тормоза каждые 15000-20000 км и заменять в срок все комплектующие тормозной системы. Вам могут пригодиться следующие советы:
- При осмотре необходимо проверять все тормозные шланги, чтобы убедиться, что ни один из них не ломкий (в случае резиновых) и не проржавел (в случае жестких). Обратите внимание на металлические концы шлангов — если они сильно заржавели, то могут стать причиной потери давления в системе и утечки жидкости.
- Обращайте внимание на общее состояние и качество тормозных дисков и колодок. Условно можно считать, что диски мы меняем каждые 50-80 тысяч км, а блоки каждые 20-40 тысяч км. Однако к этим срокам следует относиться условно, ведь многое зависит от качества используемых тормозных деталей.
- Отслеживайте уровень тормозной жидкости и при необходимости восполняйте её недостаток средством тех же параметров. Тормозную жидкость во всей системе меняем не чаще, чем раз в 2 года или после пробега 40-60 тысяч километров. Следует помнить, что это гигроскопичное лакомство, то есть хорошо впитывающее влагу. Вода влияет на качество жидкости и значительно снижает ее температуру кипения – ухудшает эффективность торможения и может привести к очень опасной ситуации – закипанию тормозной жидкости.
- При замене тормозной жидкости не забудьте прокачать всю систему.
- При замене колодок и дисков тщательно очистите тормозные суппорты и поршень. Помните, что новый блок должен свободно устанавливаться на место, без распиливания или постукивания по нему.
- При наличии барабанных тормозов на задней оси обслуживание можно проводить чуть реже, ведь они выдерживают пробег 100–120 тысяч км. В основном это связано с тем, что доля задних тормозов при торможении относительно невелика и основной вклад в остановку автомобиля вносят тормоза на передней оси, где барабаны отсутствуют. Несмотря на высокую долговечность, мы рекомендуем вам проверять состояние барабанных тормозов каждый 30000 км.