УАЗ Патриот с двигателем 409 — болезни предшественников медленно отступают

Двигатели

На УАЗ Патриот 409 двигатель и его модификации устанавливались с самого начала выпуска автомобиля. До покупателя внедорожник дошел в 2005 году. Кроме вариантов 409-го, он ограниченно комплектовался двумя дизельными силовыми агрегатами (сначала это был мотор Iveco, а с 2012 года вместо него появился ЗМЗ 51432). Но все же самым востребованным остался двигатель ЗМЗ 409, хотя, обобщая информацию в сети, надежным его не назовешь.

Устройство 409 двигателя на УАЗ Патриот

Особенности конструкции ЗМЗ-409:
В рядном блоке цилиндров серого чугуна расточены четыре цилиндра, между которыми имеются каналы прохождения охлаждающей жидкости.
Цепь ГРМ
имеет съемную крышку.
Головка блока
алюминиевая, двухвальная. Имеет 8 впускных и 8 выпускных клапанов. Седла и направляющие — запрессованы. Впускной и выпускной распределительные валы чугунные, с одинаковым профилем кулачков. Гидрокомпенсаторы помогают обойтись без регулировки зазоров клапанов.
Поршни
алюминиевые с чугунными кольцами и плавающими пальцами. Проточки в днище под клапаны исключают аварию ГРМ при рассогласовании фаз (обрыве цепи).
Коленчатый вал
чугунный, с противовесами.
Привод ГРМ
цепной, двухступенчатый. Цепь — двухрядная.
Система смазки
комбинированная — под давлением и разбрызгиванием, с полнопроточным фильтром. Предусмотрено масляное охлаждение поршней подачей струй смазки через сверления в верхних головках шатунов.
Масляный насос
шестеренчатый.
Система охлаждения
закрытая, жидкостная. Шкив водяного насоса центробежного типа, вращается от поликлинового ремня привода вспомогательных механизмов.
Система питания
Распределенный впрыск.

Подачей топлива и углом опережения зажигания управляет КМПСУД — Комплексная микропроцессорная система управления двигателем.

Основные отличия ЗМЗ-409 от прошлой модели

От своего предшественника — ЗМЗ 405, на УАЗ Патриот 409 двигатель отличает, прежде всего, новый коленчатый вал, обеспечивающий увеличение хода поршня. При этом применены поршни, располагающиеся на 4 мм ниже верхних головок шатунов. Таким образом, степень сжатия сократилась на 0,3. Вследствие различной высоты базирования поршневого пальца, поршни разных моделей, идентичные по диаметру не взаимозаменяемы, в отличие от клапанов газораспределения.

Особенности ЗМЗ 409
Федор Алексеев
Федор Алексеев
Специалист автосервиса, автослесарь.
- Клапана газораспределения ЗМЗ-409 заменяемы с клапанами ВАЗ 2108. Поршневые компрессионные кольца покрыты напылением из пористого хрома, а маслосъемное — защищает слой олова.

- Поршни также отличаются терморегулирующими вставками и проточками. Они призваны исключить загиб клапанов в случае рассогласования газораспределительного механизма (ГРМ) с кривошипно-шатунным (КШМ). Надо сказать, что эта проблема по сей день является животрепещущей для отечественного автопрома. В обзорных статьях «гнет/не гнет» являет собой чуть ли не техническую характеристику.

- Однако, при всех нареканиях, двигатель ЗМЗ-409 эволюционирует: в частности, вместо башмаков натяжителей цепей были установлены металлические звездочки. Это не только повысило надежность цепного привода ГРМ, но и покончило с попаданием продуктов износа в гидрокомпенсаторы, предотвратив их заклинивание.

 

Привод ГРМ ЗМЗ-409
УАЗ Патриот 409 двигатель — привод ГРМ.
В линейке двигателей ЗМЗ, начиная 406 мотора, наиболее слабым местом считалось соединение головки блока (ГБЦ) с блоком цилиндров.
ГБЦ не терпела перегрева (который случался, в частности, по вине термостата), ее «вело», и прокладка соединения не обеспечивала надежной герметизации узла. ГБЦ от модели к модели совершенствуется, и теперь она сделана из особо прочного алюминия. Геометрия ее внутренних полостей и выборок оптимизируется в направлении увеличения жесткости.
Сверления и каналы, ненужные на современных моторах и ослабляющие конструкцию, были удалены. Когда-то они были частью системы холостого хода, но теперь эти функции взял на себя дроссель с электронным управлением.

Болты крепления ГБЦ на 409 моторе были увеличены на 24 мм. Это позволило существенно снизить напряженность блока цилиндров за счет более равномерного распределения нагрузки.

Еще одно новшество для блока — изменение профиля и наклона хонинговки. Это было сделано в целях сокращения расхода масла на угар. Блок 409 мотора унифицирован с ЗМЗ 405 и един для всех модификаций ДВС 409. Корпус оборудован посадочными местами под крепления различного навесного оборудования для той или иной версии. Многообразие моделей — отличительная особенность 409-го ЗМЗ. Отличить разновидность силовой установки помогает маркировка.

Маркировка мотора

Информация о двигателе зашифрована в двух строках цифр и латинских букв, расположенных на верхней поверхности прилива блока (выступ, являющийся посадочным местом для передней опоры, находится на фронтальной части мотора):

Верхняя строка — номер блока цилиндров.
Нижняя — состоит из двух надписей, разделенных звездочкой. Левые пять цифр — обозначение модели двигателя (первые три из них — 409). После звездочки справа в первом символе зашифрован год выпуска, второй знак —код сборочного подразделения завода-изготовителя. Следующие пять цифр — порядковый номер двигателя.
Номер двигателя на ЗМЗ-409
УАЗ Патриот 409 двигатель — маркировка.

Технические характеристики ЗМЗ 409

Ниже приведены основные технические характеристики для модификации ЗМЗ 40904, соответствующей стандарту Евро-3. (Применялась также версия ЗМЗ 40905 Евро-4 той же мощности и ЗМЗ 40906 Евро-5). Мощность мотора составляет 135 л. с. Все 409-е двигатели УАЗ имеют одинаковую размерность и почти не различаются по динамике и расходу топлива. Главное их отличие — повышение экологического класса.

Двигатель ЗМЗ 409 технические характеристики:

Рабочий объем — 2693 л.
Топливо — АИ-92.
Диаметр/ход поршня — 95,5/94 мм.
Степень сжатия — 9.
Мощность — 128 л. с. при 4200 об/мин.
Крутящий момент — 210–230 Н·м при 3900 об/мин.
Расход топлива для МКПП (город/трасса/смешанный цикл) — 14,2/11,7/12,8 л/100 км.

ZMZ PRO — усовершенствованная версия

Следующим шагом развития 409 мотора стал ZMZ PRO. Агрегат был форсирован по степени сжатия и максимальным оборотам, также изменились фазы газораспределения. Это привело к увеличению мощности до 150 л. с. и крутящего момента до 235 Н·м, при этом мотор стал гораздо более тяговитым на низах.

Мощностных изменений удалось добиться при сохранении того же соотношения хода поршня к диаметру цилиндра.

Увеличение степени сжатия стало возможным благодаря применению бензина АИ-95. Но есть и модификация газ-бензин. Газовое оборудование итальянское.

Надежность мотора повышена за счет применения более качественных компонентов:

установлена двухрядная цепь ГРМ;
появилась металлическая прокладка поддона;
применен новый материал изготовления клапанов;
обновлена прошивка;
гидронатяжитель цепи и ролики ремня — импортного производства.

Ресурс ZMZ PRO по заявлению производителя — 150 тыс. км, но при грамотной эксплуатации он может быть гораздо выше. Судя по отзывам в интернете, первые проблемы с мотором проявляются через 300 тыс. км пробега (двойной заводской ресурс). Сколько в действительности способен «прожить» ЗМЗ 409 PRO, покажет время.

ЗМЗ ПРО

Технические характеристики двигателя ЗМЗ 409 ПРО:

ЗМЗ 409-051

Бензин АИ-92

ЗМЗ 409-052

Бензин АИ-92/Газ (пропан-бутан)

Рабочий объем, л. 2693 2693
Диаметр/ход поршня, мм 9,5/94 95,5/94
Степень сжатия 9,8 9,8
Мощность л. с.

при об/мин

149,6

5000

143

5000

Крутящий момент Н·м

при об/мин

235

2650

227

2650

ЗМЗ 409 ПРО устанавливается на полноприводной УАЗ Патриот, а также на Профи и Пикап, оборудованные передним и задним приводами.
Гарантийный ресурс ЗМЗ 409 ПРО составляет целых 200 тыс. км или 2 года. Очевидно, это и есть тот самый прорыв, которого ждали от данного ДВС.

Недостатки ЗМЗ-409

Компоновку и устройство этого силового агрегата можно с уверенностью назвать классическими. Двигатель прошел уже много этапов усовершенствования, и конструктивные огрехи должны были бы уже сойти на нет.

Однако, недостатки у популярного и востребованного мотора все же имеются:
- В системе зажигания подводят высоковольтные провода, свечи зажигания и катушки.
- Ненадежным считается гидронатяжитель цепи: при его отказе цепь рвется. - Модификация ZMZ PRO неслучайно получила двухрядную цепь и импортный гидронатяжитель. Возможно, что замена башмаков натяжения цепи на шестерни позволит предотвратить загрязнение масла механическими продуктами износа и заклинивание гидравлических механизмов двигателя.
- По-прежнему капризничает термостат, приводя к перегреву.
- Стучит ГРМ из-за неисправности гидрокомпенсаторов, они в свою очередь недополучают масла, либо получают его загрязненным.
- Патрубки системы охлаждения и ремень вспомогательных механизмов сделаны из резины не очень хорошего качества.
- Раньше времени выходит из строя насос охлаждающей жидкости.
- Также отмечается ненадежная работа датчиков кислорода, положения коленчатого вала и регулятора холостого хода.

Уход за двигателем ЗМЗ-409

Многие автовладельцы высказывают мнение о низком качестве компонентов агрегата. Неисправностей много, они разные, и трудно сказать, откуда и когда ждать следующего удара. Вот почему слово «уход» более применимо к этому изделию, чем термин «регламентное обслуживание». Техническое обслуживание предполагает, что в межсервисный интервал автовладельцы редко посещают мастерские.

С мотором ЗМЗ 409 все не так: он не дает расслабиться, постоянно просит «держать руку на пульсе»:

- Опытные автовладельцы и механики рекомендуют использовать только качественные топливо, масло и охлаждающую жидкость.
- Уровень смазки и антифриза руководство по эксплуатации прописывает проверять при ежедневном техническом обслуживании, а также производить осмотр места парковки на предмет утечки.
- Натяжение ремней вспомогательных механизмов тоже нужно держать под контролем. Особое внимание следует обратить на тот, который приводит в действие помпу: ее подшипник боится перетяжки.
- При проверке лучше не ограничиваться небрежным нажатием пальцем на ремень. Прогиб стоит замерить, нагрузив его определенным весом, либо динамометром.
- Иногда мотор начинает заработать неравномерно или терять мощность. Среди прочих причин под подозрение попадают форсунки. Время от времени им требуется очистка и промывка.
- Периодичность замены масла — 10000 км. Первую процедуру необходимо сделать через 2500 км.
- Масло — главная жидкость в двигателе и следить за его состоянием, расходом и уровнем нужно всегда и на любом моторе, но на машинах старшего поколения с 409 ЗМЗ ухудшение состояния смазки возможно из-за башмаков цепи ГРМ. Ненадежность соединения ГБЦ и блока цилиндров грозит смешиванием рабочих жидкостей
Многие описанные недочеты полностью или частично устранены в новом двигателе ZMZ PRO.
Негативных отзывов о примененных на двигателе нововведениях не попадается. Считается, что его реальный ресурс около 350 тыс. км, хотя проблема качества запчастей по-прежнему сохраняется. Насколько хорош новый мотор, покажет эксплуатация, но верится, что ЗМЗ ПРО если еще не «ПРОрыв», то во всяком случае, явный «ПРОгресс».

Поделиться
Александр Петренко
Александр Петренко

Автолюбитель с многолетним стажем. Имею опыт работы в автосервисе и автоподборе.

Оцените автора
Добавить комментарий

  1. Аватар
    Сергей

    Все-таки ЗМЗ — это легенда, несмотря на все недочеты

    Ответить
  2. Аватар
    Илья Клименчук

    Спасибо за ваши понятные и подробные обзоры и материалы, я много нового узнал, читая ваши статьи.

    Ответить
Особенности конструкции ЗМЗ-409:
В рядном блоке цилиндров серого чугуна расточены четыре цилиндра, между которыми имеются каналы прохождения охлаждающей жидкости.
Цепь ГРМ
имеет съемную крышку.
Головка блока
алюминиевая, двухвальная. Имеет 8 впускных и 8 выпускных клапанов. Седла и направляющие — запрессованы. Впускной и выпускной распределительные валы чугунные, с одинаковым профилем кулачков. Гидрокомпенсаторы помогают обойтись без регулировки зазоров клапанов.
Поршни
алюминиевые с чугунными кольцами и плавающими пальцами. Проточки в днище под клапаны исключают аварию ГРМ при рассогласовании фаз (обрыве цепи).
Коленчатый вал
чугунный, с противовесами.
Привод ГРМ
цепной, двухступенчатый. Цепь — двухрядная.
Система смазки
комбинированная — под давлением и разбрызгиванием, с полнопроточным фильтром. Предусмотрено масляное охлаждение поршней подачей струй смазки через сверления в верхних головках шатунов.
Масляный насос
шестеренчатый.
Система охлаждения
закрытая, жидкостная. Шкив водяного насоса центробежного типа, вращается от поликлинового ремня привода вспомогательных механизмов.
Система питания
Распределенный впрыск.
В линейке двигателей ЗМЗ, начиная 406 мотора, наиболее слабым местом считалось соединение головки блока (ГБЦ) с блоком цилиндров.
ГБЦ не терпела перегрева (который случался, в частности, по вине термостата), ее «вело», и прокладка соединения не обеспечивала надежной герметизации узла. ГБЦ от модели к модели совершенствуется, и теперь она сделана из особо прочного алюминия. Геометрия ее внутренних полостей и выборок оптимизируется в направлении увеличения жесткости.
Сверления и каналы, ненужные на современных моторах и ослабляющие конструкцию, были удалены. Когда-то они были частью системы холостого хода, но теперь эти функции взял на себя дроссель с электронным управлением.

Болты крепления ГБЦ на 409 моторе были увеличены на 24 мм. Это позволило существенно снизить напряженность блока цилиндров за счет более равномерного распределения нагрузки.

Еще одно новшество для блока — изменение профиля и наклона хонинговки. Это было сделано в целях сокращения расхода масла на угар. Блок 409 мотора унифицирован с ЗМЗ 405 и един для всех модификаций ДВС 409. Корпус оборудован посадочными местами под крепления различного навесного оборудования для той или иной версии. Многообразие моделей — отличительная особенность 409-го ЗМЗ. Отличить разновидность силовой установки помогает маркировка.
Информация о двигателе зашифрована в двух строках цифр и латинских букв, расположенных на верхней поверхности прилива блока (выступ, являющийся посадочным местом для передней опоры, находится на фронтальной части мотора):
Верхняя строка — номер блока цилиндров.
Нижняя — состоит из двух надписей, разделенных звездочкой. Левые пять цифр — обозначение модели двигателя (первые три из них — 409). После звездочки справа в первом символе зашифрован год выпуска, второй знак —код сборочного подразделения завода-изготовителя. Следующие пять цифр — порядковый номер двигателя.
Двигатель ЗМЗ 409 технические характеристики:
Рабочий объем — 2693 л.
Топливо — АИ-92.
Диаметр/ход поршня — 95,5/94 мм.
Степень сжатия — 9.
Мощность — 128 л. с. при 4200 об/мин.
Крутящий момент — 210–230 Н·м при 3900 об/мин.
Расход топлива для МКПП (город/трасса/смешанный цикл) — 14,2/11,7/12,8 л/100 км.
Надежность мотора повышена за счет применения более качественных компонентов:
установлена двухрядная цепь ГРМ;
появилась металлическая прокладка поддона;
применен новый материал изготовления клапанов;
обновлена прошивка;
гидронатяжитель цепи и ролики ремня — импортного производства.
ЗМЗ 409 ПРО устанавливается на полноприводной УАЗ Патриот, а также на Профи и Пикап, оборудованные передним и задним приводами.
Гарантийный ресурс ЗМЗ 409 ПРО составляет целых 200 тыс. км или 2 года. Очевидно, это и есть тот самый прорыв, которого ждали от данного ДВС.
Однако, недостатки у популярного и востребованного мотора все же имеются:
- В системе зажигания подводят высоковольтные провода, свечи зажигания и катушки.
- Ненадежным считается гидронатяжитель цепи: при его отказе цепь рвется. - Модификация ZMZ PRO неслучайно получила двухрядную цепь и импортный гидронатяжитель. Возможно, что замена башмаков натяжения цепи на шестерни позволит предотвратить загрязнение масла механическими продуктами износа и заклинивание гидравлических механизмов двигателя.
- По-прежнему капризничает термостат, приводя к перегреву.
- Стучит ГРМ из-за неисправности гидрокомпенсаторов, они в свою очередь недополучают масла, либо получают его загрязненным.
- Патрубки системы охлаждения и ремень вспомогательных механизмов сделаны из резины не очень хорошего качества.
- Раньше времени выходит из строя насос охлаждающей жидкости.
- Также отмечается ненадежная работа датчиков кислорода, положения коленчатого вала и регулятора холостого хода.
С мотором ЗМЗ 409 все не так: он не дает расслабиться, постоянно просит «держать руку на пульсе»:
- Опытные автовладельцы и механики рекомендуют использовать только качественные топливо, масло и охлаждающую жидкость.
- Уровень смазки и антифриза руководство по эксплуатации прописывает проверять при ежедневном техническом обслуживании, а также производить осмотр места парковки на предмет утечки.
- Натяжение ремней вспомогательных механизмов тоже нужно держать под контролем. Особое внимание следует обратить на тот, который приводит в действие помпу: ее подшипник боится перетяжки.
- При проверке лучше не ограничиваться небрежным нажатием пальцем на ремень. Прогиб стоит замерить, нагрузив его определенным весом, либо динамометром.
- Иногда мотор начинает заработать неравномерно или терять мощность. Среди прочих причин под подозрение попадают форсунки. Время от времени им требуется очистка и промывка.
- Периодичность замены масла — 10000 км. Первую процедуру необходимо сделать через 2500 км.
- Масло — главная жидкость в двигателе и следить за его состоянием, расходом и уровнем нужно всегда и на любом моторе, но на машинах старшего поколения с 409 ЗМЗ ухудшение состояния смазки возможно из-за башмаков цепи ГРМ. Ненадежность соединения ГБЦ и блока цилиндров грозит смешиванием рабочих жидкостей
Многие описанные недочеты полностью или частично устранены в новом двигателе ZMZ PRO.
Негативных отзывов о примененных на двигателе нововведениях не попадается. Считается, что его реальный ресурс около 350 тыс. км, хотя проблема качества запчастей по-прежнему сохраняется. Насколько хорош новый мотор, покажет эксплуатация, но верится, что ЗМЗ ПРО если еще не «ПРОрыв», то во всяком случае, явный «ПРОгресс».